Умерла одна из основоположниц отечественного телевидения Жанна Фомина

"Вести" сообщили о том, что умерла одна из основоположниц отечественного телевидения Жанна Фомина. Именно благодаря ей, телевидение во всем его многообразии пришло в самые дальние уголки России. Многих теперь уже признанных звезд экрана открыла тоже она. В марте Жанна Петровна отметила 80-летний юбилей. Коллеги, которые за глаза называли её Железной Жанной, считали за честь работать с ней, перенимать её опыт.

Каждый день она приходила на работу ровно в 12:00. Даже в юбилеи, которые, впрочем, Жанна Петровна, не любила. Она еще корреспонденткой прошагала весь Союз вдоль и поперек — от Игарки до Кушки. А потом и еще раз, когда уже в ранге главного редактора создавала поистине революционную систему вещания через спутники на всю страну. Всегда считала это главным своим достижением.

"Мы ездили на Чукотку, организовывали там новые часовые пояса. Так, чтобы десять, по два, чтобы программа шла каждые два часа. Пять первых программ, пять вторых программ, образовательный канал, московский канал и ленинградский канал. И руководила я тринадцатью программами Центрального телевидения", — рассказывала как-то Жанна Фомина, советник директора филиала ВГТРК "Телерадиокомпании" Культура.

Она вникала во все тонкости — от строительства антенн и передатчиков до литературной правки сценариев. В телевидении такой универсализм всегда считался отметиной истинного призвания. При ней взошли телевизионные звезды, которых ждали и которым верили.

"Я организовывала „Очевидное-невероятное“, „Документальный экран“, „Человек — Земля — Вселенная“. Заново искали Сенкевича, потому что, так сказать, с „Клубом“ был непорядок. „Кинопанорама“ — ушел Каплер, пришлось искать ведущих. "В мире животных", ушел Згуриди, который сделал нам великолепную шапку, пришлось искать Дроздова", — рассказывала о своей работе Жанна Фомина.

Именно Жанна Фомина ввела в профессиональный лексикон тогда еще непонятно слово программирование. Это когда все передачи на всех каналах выстраиваются, прежде всего, под зрителя. Их удобно смотреть, и каждый точно знает, где и когда выходит его любимая передача. Благодаря недюжинным усилиям Фоминой и ее коллег, была информационно спасена Олимпиада-80, которой был объявлен общий капиталистический бойкот.

"В машине у меня был телевизор, отвечала я за весь эфир, кроме программы „Время“. Лапин мог позвонить и в 12 часов ночи и спросить: „Что это у вас там, милая, идет?“" — рассказывала она.

А потом была работа в Праге. 10 лет на Интервидении. Бесценный опыт работы во всепланетном прямом эфире.

"Кусок трансляции шел, предположим, правительственного визита в Америку наших лидеров, он не мог пройти из Америки прямо на Москву. Он доходил до Праги или до Женевы. Тут мы с „Евровидением“ контактировали. И только после этого мы уже переходили на другой спутник. И это всё по секундам надо было измерять", — вспоминала Жанна Фомина.

За долгую — в почти 60 лет — журналистскую и телевизионную карьеру она успела попробовать себя во многих амплуа. И всегда, особенно в последние годы, сожалела только о том, что на телевидение пришла не сразу после университета, а проработав 10 лет в газете. А ведь могла бы сделать для отечественного телевидения еще больше. Это были ее последние слова самого последнего интервью.

Фото с сайта Вестей.

Читайте полную версию на сайте