Солёная жизнь Ярового

Так бывает: живешь возле уникальных мест и все времени нет туда доехать: мол, успеется. Тут главное – собраться, а то ведь не доедешь никогда. Предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться со статьей корреспондента "Алтайской правды " Сергея Теплякова о поездке в алтайский город-курорт Яровое.

Сергей пишет:

География

Немало жителей нашего края знают про Яровое только понаслышке (а кто-то и не знает). А вот по Сибири Яровое гремит! Летом под завязку набивается приезжими. Автобусы въезжают в город каждый час, а то и чаще. Их тут же окружают таксисты – предлагают жилье. Можно доехать до Славгорода поездом, а оттуда – на такси или на маршрутке. А еще ведь масса народа едет на своих авто – вот как ехали мы. (Это почти приключение: указателей по трассе мало, так что заблудиться на просторах нашей родины, если ты не местный, нетрудно, а спросить зачастую не у кого – просторы же!)

На солёное озеро едет всё Зауралье: не только Новосибирск и Кемерово, которые, в общем-то, недалеко, но еще и Хакасия, Тува, Красноярск, Томск, Омск, Екатеринбург. А уж когда я увидел на машине номера с цифрами Долгано-Ненецкого автономного округа (а это, между прочим, полуостров Таймыр, Крайний Север!), то понял, что слава озера Большое Яровое пошла по всей России большими кругами.

Быт

Благоустроенных пляжей на Яровом два – 22-й причал и 42-й. Таинственное происхождение названий объясняется легко: 22 и 42 – это номера регионов. Алтайский край и Кемеровская область - самые частые гости. (Логично было бы устроить еще 54-й, в честь Новосибирска, его уже строят). 42 -й причал работает до часу ночи – и его за это местные называют "детским". 22-й – до пяти утра, именно здесь кипит ночная жизнь курорта – дискотеки под луной, концерты столичных гостей. Для фанатов такого отдыха прямо на пляже – деревянные домики со спартанской обстановкой (две кровати и стол) и удобствами "во дворе" (жильцы домиков могут пользоваться пляжным душем бесплатно). В жару это, надо полагать, отличное место. Но нынче лето бывает только днем, а по ночам – осень с 10-12 градусами. И все равно в этих домиках живет народ, притом что цена – 1400 рублей в сутки. Приемлемой ее можно считать лишь в сравнении с ценой гостиничных номеров – две тысячи.

Неудивительно, что основная масса отдыхающих селится на квартирах, хозяева которых летом живут кто где и кто как: в садах, у родни, чуть ли не в палатках. (Налоговики в этом году попытались взять с яровчан подоходный налог. Яровчане этой инициативе не обрадовались. "Пляжный сезон-то короток, заработок, если размазать его на год – копейки, а если с них еще и налог платить, то вообще выгоды нет", - пояснил нам яровчанин Михаил).

Яровое – городок со своим менталитетом, выражающимся, например, в том, что машину здесь можно оставить во дворе и с ней ничего не случится. Нынешнему человеку к такому надо привыкать – я, например, первый вечер то и дело выходил на балкон: не случилось ли чего с моей ласточкой?! Но потом освоился.

Пляж

… Едва приехав и бросив вещи в квартиры, мы устремляемся на пляж. Жара, и городок напоминает южный курорт: на ближних к пляжам улицах отдыхающие ходят в минимуме одежды: мужчины в шортах, женщины – в купальниках и парео. Ближний к нам оказался 42-й причал. По территории его проложены деревянные мостки – многие ведь ходят босиком.

- Да здесь яблоку негде упасть! – говорит кому-то по телефону дама в зеленом купальнике, и она права – на берегу лежат, бегают, дремлют, пьют пиво, стоят в очередях на аттракционы и целеустремленно загорают не меньше двух тысяч человек.

Сибиряки отдыхают упорно: когда мы приходили на пляж в десятом часу утра, там уже кто-нибудь загорал, и даже когда в непогожий день мы заходили посмотреть на озеро, оказывалось, что в нем кто-нибудь да плещется! И то: после 20-х чисел июня в Яровом стояла жара, озеро нагрелось, и в воде было намного теплее, чем снаружи – солёная вода держит тепло дольше пресной.

Плотность ее такова, что можно распластаться и лежать. Утонуть здесь нельзя – старожилы не припомнили таких ЧП. Родители, пользуясь уникальной возможностью, учат детишек плавать. Детишки, поплюхавшись, бегут на берег строить замки из песка. Впрочем, занять детей можно иначе: полчаса в гигантских надувных городках-батутах "Замок" и "Космодром" стоит 150 рублей. Да еще аниматоры практически в режиме нон-стоп проводят детские праздники.

Для взрослых культурная программа посолиднее: то и дело на 22-й причал выносит гастрольным прибоем кого-нибудь из звезд российского масштаба.

- Владимир Кузьмин, группа "Градусы", рэп-группа "Центр", Руслан Нигматуллин, который из футбольных вратарей переквалифицировался в диджеи,.. - перечисляет Константин Семенов, переехавший на лето из барнаульского клуба "Чаплин" на 22-й причал. – В этом году столько концертов… Вот
2 июля пели "Чай вдвоем", а сегодня я еду за группой "Мумий Тролль"…

Одно из двух

В мире подобных озер всего два – Большое Яровое в России и Мертвое море в Израиле. Так уж сложилось, что на Мертвом море я тоже был, так что могу одно с другим сравнить. Отличия: в Яровом - берег и дно песчаные, а в Мертвом море – дно грязевое. Приезжающие тут же этой грязью мажутся – за тем и ехали. В песке между тем есть своя прелесть: детишки сразу начинают строить замки и города. Рядом с нами расположилась большая семья с детьми, которые довольно быстро возвели вокруг семейного лежбища крепостную стену.

В справочниках пишут, что состав воды Мертвого моря и озера Большое Яровое идентичен. Но по мне море намного солонее: кожу начинает неприятно тянуть через минуту-полторы после выхода из воды, так что все сразу бегут под душ (душевые, чтобы смыть соль, тут же, в двух шагах). В Большом Яровом концентрация соли слабее, а душ далеко, да еще и платный – 25 рублей! Многие приходят с разными емкостями – например, с пятилитровыми пластиковыми бутылями воды – и после купания ополаскиваются. Однако я опытным путем выяснил, что особой нужды в этом нет – яровская соль, нарастая и на теле, проблем не доставляет. (А тем, кто пьет текилу, думаю, даже удобно!). В душ можно сходить непосредственно перед уходом с пляжа. (Немаловажно по нашим сибирским меркам, что в душе на пляже есть горячая вода).

То, что "рассол" Мертвого моря круче, подтверждается еще и почти полным отсутствием в нем жизни – разве что микробы археи и появляющиеся после дождя (когда соль чуть разбавляется) водоросли. В Большом же Яровом жизнь кипит: как раз в наш приезд, 1 июля, вылупились рачки, те самые артемия салино! Еще накануне вода была пуста, а на следующее утро я увидел в ней целые полчища существ размером с булавочную головку.

Как подготовленный человек (всё же на Алтае так или иначе почти все слышали о рачке), я отнесся к этому мельтешению подводной жизни спокойно. А вот иногородные граждане поначалу пугаются и не решаются входить в воду. И зря – в модных салонах соленая вода с яровскими рачками подается как отдельная процедура и стоит немалых денег. Эффект состоит в том, что рачки чистят кожу – обкусывают лишнее.

Впрочем, есть и те, кто едет в Яровое специально "на рачков" - как знатоки и ценители ходят в оперу на какого-нибудь особенного тенора.

- Мы из Новокузнецка, - говорит нам пожилая дама. – Уже седьмой год ездим сюда именно в эти дни, когда появляются рачки. Моя сноха - врач, она говорит, что в эту неделю - самый большой целебный эффект от воды.

Уличная торговля имеет местный колорит: кроме редиски и помидоров торгуют еще и лечебной грязью (возле пляжа полторашка – 150 рублей, а немного подальше, возле базара – 100). Подробную лекцию по грязелечению в Яровом вам прочитает каждый да еще и памятку даст. Грязь покупают и для здоровья, и как обязательный сувенир (как с Байкала омуля везут). В справочниках пишут, что эффект от грязелечения – 96 процентов. Вот как раз в эти дни, в связи с появлением в Барнауле горячей воды, мы приступаем к грязелечебным процедурам, о результатах которых, если кому интересно, сообщим.


Читайте полную версию на сайте