«Привет» из 90-х: десятилетиями никто не убирает в Барнауле ямы от погребов
Если так трудно установить хозяев брошенных погребов, возможно, активистам ТОСов и домкомам будет проще организовать субботник, убрать мусор, засыпать страшные и опасные ямы?
Совсем свежие и уже поросшие травой, неглубокие рытвины и кажущиеся бездонными воронки, меж которых петляет узкая тропка… Словно здесь бомбежка недавно прошла. Это - вполне мирный уголок, светлая березовая рощица, разделяющая улицы Солнечная Поляна и Геодезическую.
Возвращаясь этой тропкой погожим воскресеньем из гостей, мы со знакомой, проявляя сноровку эквилибристов, едва успевали увиливать от обсыпающихся краев ям то справа, то слева. Пару раз, впрочем, едва не загремели… Ямы вырыты, конечно, не для того чтобы люди в них падали. Рощицу эту барнаульцы облюбовали еще в начале полуголодных и смутных девяностых, когда городская власть, разрешив частникам копать погреба, фактически объявило автономную городскую продовольственную программу "Накорми себя сам". К тому периоду относится массовое их появление, санкционированных и нет, на придомовых территориях, в лесопарковых зонах - на любом доступном клочке земли. Многие довели идею до ума и обзавелись погребками. Но часть так и осталась зияющими опасными ямами в живописном леске. Там, где сейчас играют ребятишки, отдыхают семьи, гуляют с колясками мамы: с началом нового века за этой рощицей стал расти коттеджный поселок. Его жители, которым в основном и приходится ходить этими опасными тропками, пожимают плечами: "Какая разница, остались ли эти погреба "незавершенкой" или же там просто творила с крышками были украдены. Ямы-то есть. Как теперь установить, кем они вырыты? "
Мысли материальны…
Счастливые тем, что выбрались из милой рощицы невредимыми, мы со знакомой еще подумали грешным делом: "Наверняка кто-то здесь проваливался. Или провалится в ближайшее время". И уже на следующий день убедились, что мысли материальны: 27 июня из глубокой ямы напротив дома на ул. Солнечная Поляна, 29, спасатели вытащили упавшего туда молодого человека 1982 года рождения. Алексей (сам парень огласки происшествия не желает), возвращавшийся домой и упавший в яму, серьезно не травмирован, отделался синяками. Слава богу, обошлось без трагедии. Но прежде чем его обнаружили люди, он, одетый в футболку и летние бриджи, успел просидеть пару часов в подземелье при температуре плюс пять градусов и основательно продрогнуть. Спасатель международного класса, и. о. начальника смены Западно-Сибирского поисково-спасательного отряда МЧС России по Алтайскому краю Анатолий Ульяненко, руководивший спасательной операцией, подтверждает:
- Яма глубиной метров пять выкопана в форме кувшина с узким горлышком и широкой нижней частью. Вылезти самостоятельно оттуда невозможно, даже при хорошей физической подготовке. У Алексея зуб на зуб не попадал, когда мы вытащили его с помощью альпинистского снаряжения. День стоял жаркий, но это - наверху. А вниз горячий воздух не проникает, поэтому самые холодные погреба - и самые глубокие. Вообще, знаете, сотрудников полиции надо благодарить. Там ведь место такое, что можно кричать хоть до вечера - прохожие или не услышат, или просто не найдут, ям-то много! Алексей тоже звал на помощь. На счастье парня, 27 июня, уже во второй половине дня, мимо проезжал наряд ППС, они-то его и обнаружили и по "01" вызвали нас. Мы же работаем через диспетчерскую службу, от нее всю информацию получаем. Вытащили Алексея, а следом и "скорая" подъехала. Хорошо, что все обошлось…
"Страшно, аж жуть… "
На место происшествия мы выехали целой редакционной бригадой. Роль подопытного кролика взяла на себя начинающий журналист Настя Бейфус. Остальным предстояло аккуратно опустить девушку в одну из ям, а потом также аккуратно ее оттуда вытянуть. Но на месте оказалось, что все страшнее даже, чем нам рассказывали. В самых неглубоких ямах жители близлежащих улиц - Геодезической, Звонкой, Обильной, Отрадной и еще целого ряда с веселыми и яркими названиями, - устроили свалки мусора и стройматериалов. Из ям торчат острые бетонные остовы, анкерные болты. Не приведи господи, упав, удариться о такой головой или позвоночником… Чтобы не рисковать, меняем планы. Настя тестирует относительно неглубокую и, на наш взгляд, безопасную яму. Но и этого хватило, чтобы с полным основанием назвать репортаж экстремальным. Мы пытаемся найти и то глубокое подземелье, в которое угодил Алексей. В районе улицы Солнечная Поляна, 29, нашли несколько таких, к обрыву которых и подойти-то страшно: дна погребного колодца не видать, стены уходят вглубь под сильным отрицательным уклоном, без помощи посторонних из такого не выбраться ни за что. Видимо, кто-то кому-то до нас уже пытался помочь: из ямы торчат срубленные недавно судя по срубам толстые ветви деревьев.
Что же это получается? Двадцать лет назад жители многоэтажек Ленинского района накопали ям, и по сию пору нет до них дела ни обитателям многоэтажной нечетной стороны Солнечной Поляны, ни тем, кто обживает коттеджный поселок по другую сторону улицы?
"Нет в Барнауле земельных участков, не закрепленных ни за кем, - недоумевает вместе с "Вечёркой" Пётр Стецов, председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Барнаула. – Погреба, о которых вы говорите, - это так называемые "временные сооружения": в начале 90-х годов в районе улицы Солнечная Поляна администрация Ленинского района выдавала разрешения жителям на размещение частных погребов, так людям легче было решать продовольственные проблемы своих семей. Но времена изменились, а погреба и ямы, опасные и уродующие город, остались. Я знаю, что районные администрации занимаются проблемой, разыскивают владельцев, но сделать это непросто - попробуй, найди их, через столько-то лет… И помочь им должны председатели домовых комитетов, ТОСы - люди-то знают каждого, кто живет рядом".
"Не рой яму другому… "
На участке березовой рощи между улицами Антона Петрова и Юрина (там, где провалился Алексей) мы насчитали около 100 действующих погребов. И примерно столько же - ям разной глубины и степени захламленности. Кому они принадлежат и кто несет ответственность за них, приходится разбираться со специалистами двух районных администраций: в 2001 году часть этой территории отошла от Ленинского района к Индустриальному.
Начальник управления коммунального хозяйства администрации Индустриального района Сергей Солонин размышляет:
- Это еще с тех, лихих, времен, голодуха же в стране была, и люди под лозунгом "Накорми себя сам" воспользовались разрешением, копали погреба и на Павловском тракте, и на улице Энтузиастов - везде. А мы сейчас расхлебываем проблему. Территория, о которой вы говорите, принадлежит нам, а погреба - жителям Ленинского района, ведь не будет же человек, живя на Павловском тракте, хранить овощи в районе Солнечной Поляны. Многие из тех погребов брошены, проваливаются, ведь за ними никто не ухаживает. Обычная история: жила бабушка - был погреб, не стало бабушки - никому он не нужен. Есть, впрочем, и те, что вырыты недавно, полагаю, что самовольно, поскольку официальных разрешений на их сооружение сейчас никто не дает. По- хорошему люди должны платить аренду за пользование этими участками, ухаживать за ними. Обратите внимание, четная сторона улицы Солнечная Поляна, вдоль рощицы, сейчас застраивается. Там появляются стоянки, заправки, гаражи, магазины, растет коттеджный поселок, территория освобождается от погребов. Со временем весь этот "самострой" уйдет…
"Мы просто не знали об этом происшествии. Чтобы люди больше не падали, мы засыплем эти ямы", - пообещал Сергей Солонин.
Дословно
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ "самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан".
А вот выдержка из Решения Барнаульской городской Думы от 27 марта 2009 года № 77 "Об утверждении правил благоустройства г. Барнаула": "На территории города Барнаула физические лица, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку, озеленение и благоустройство отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий…".
Из пункта А в пункт Б
С нормативной точки зрения решение проблемы кажется элементарным: "самоволки" - снести, ямы - засыпать. Вот только как определить, есть ли хозяин или сооружение бесхозно? Территориально участки были поделены между районами уже гораздо позже того, как появились погреба, и начальник управления коммунального хозяйства Ленинского района Сергей Татьянин объясняет, что к Индустриальному району относится участок березовой рощи от улицы Энтузиастов до улицы Юрина, к Ленинскому - от улицы Юрина и далее. Процесс легализации погребов и определения владельцев идет, как признает Сергей Сергеевич, постоянно и, по сути, не прекращается никогда:
- Мы занимаемся этими земельными участками, заключаем договоры аренды земельных участков сроком на 11 месяцев. В 2010 году в Ленинском районе заключили 1800 таких договоров. В них указано, что по первому требованию участок с временным сооружением освобождается. По истечении этого срока действие договора прекращается либо пролонгируется, именно поэтому такую работу завершить невозможно. Люди меняются, кто-то свой погреб просто бросил, кто-то перепродал (не участок!) другому лицу, и не факт, что новый владелец поспешит переоформить договор аренды участка. Поэтому количество договоров, мягко говоря, не соответствует количеству погребов, соотношение - пятьдесят на пятьдесят. Как найти владельца, если бабушка - владелица погреба умерла, творило украли, и осталась от погреба одна яма? Мы работаем с управляющими компаниями, ТОСами, расклеиваем объявления, обращаемся к жильцам, ищем через соседей, кто-то все равно что-то знает. Сложно, но мы стараемся.
Сергей Татьянин уверен: просвет в темной глубине брошенных ям все-таки есть. Отчасти проблему помогают решать легальные застройщики, что приходят на эти участки. Вот только что мешает "нелегалам", если очень уж хочется, выкопать ямку рядом, на свободном пока участке? Без разрешения на сооружение погреба, естественно. По словам Сергея Татьянина, получить такое разрешение сейчас невозможно - их не выдают даже при наличии свободных земельных участков, поскольку такие сооружения уродуют лицо города. А меж тем есть хорошая альтернатива таким "ямам" - погреба кооперативные. Разница лишь в арендной плате. За аренду пятачка земли под личный погреб человек платит около 200 рублей в год, средняя плата за кооператив - около 700 рублей. Впрочем, если говорить о цене вопроса, то она не количеством рублей измеряется. Доберется ли человек, выйдя из пункта А, в пункт Б, если он отправится разделяющей их березовой рощицей? Решить эту задачку смогут жители Барнаула.