"Я маленький бог": уроженка Барнаула стала известным российским ЖЖ-блоггером
ЖЖ eprst2000 несколько лет оставался локальным хитом работников индустрии кино и рекламы: в нем некая Алеся Петровна писала юморески о том, как проходят съемки очередного ролика про памперсы или нового сериала.
Число подписчиков eprst2000 росло, блог вышел в топ-10 ЖЖ, шуточные зарисовки Алеси пошли в народ (историю про создание рекламы с бобрами перепечатали больше 1000 раз: "По сюжету бобер должен был пробежать по кадру, взять в лапы книгу, начать листать и изображать чтение. Мы сразу сказали заказчику, что очень постараемся найти читающих бобров, но, скорее всего, их не так много..."). При этом формат не менялся: Алеся по две-три недели работает почти круглосуточно, на износ, а в перерывах между съемками строчит в ЖЖ.
В кафе Алеся Казанцева (Петровна — ее настоящее отчество) появляется в обтягивающем синем костюме с глубоким декольте: нахальная энергичная дама, шутит много, бессовестно и удачно — огонь-баба! Себя описывает безжалостно: мол, циничная, алчная, любит только деньги и на читателей ей плевать. Но когда к столику подойдет вокзальная нищенка и попросит на хлеб, Алеся молча полезет в сумочку за полтинником. "Дайте больше!" — затянет побирашка, и Алеся опять войдет в образ: "Ну нет!"
— Больше всего меня поражает вот что: все вокруг дох...я умные. Если спросить любого врача о системе образования, он скажет: мой ребенок учится в школе, там такие-сякие учителя, все плохо! Спроси любого учителя о системе здравоохранения: он был в поликлинике, там кошмар. Все в мире знают, как на самом деле надо играть в футбол, хотя никто не играет в футбол — сидят с такими огромными животами, жопу свою никогда не поднимут. И все эти ЖЖ-читатели тоже знают, что ты должна писать, когда ты должна грустить, когда ты должна не грустить. Какого х... вообще? Я давно перестала читать комментарии. Один только помню от девочки: "Моя мама болеет, ей очень плохо, я распечатала ваши посты и дала почитать — она так не смеялась полгода" — вот тогда я почувствовала, что посадила цветочек, а он — раз! — вырос и кому-то теперь хорошо пахнет.
— А как без комментариев? Вы топовый блогер, вашу байку про
бобра перепечатывает даже fishki.net — это самый страшный успех,
которого только можно пожелать человеку.
— Мне сказали: "Ты на bash.org!"
Я думаю: "Что такое bash.org?" Полезла смотреть, а это просто какие-то
смешки. Это самая удивительная вещь: для меня ЖЖ ничего не значит. Я
ничего для его популярности не делаю, правда. Например, у вас есть
полотенце, оно любимое, любимого цвета и смотрится на вашей вешалке — ну
и что? Единственное, что вы для этого полотенца сделали, — достали его
из шкафа. Может, даже не вы его покупали, его мама принесла. С ЖЖ то же
самое. Сергей Доля пишет, что блог отнимает
много времени, становится работой. Ничего себе! Я пост пишу ровно за
15–30 минут. Сажусь, открываю ноутбук, и, допустим, в голову приходит
какое-то слово. Или очень люблю читать тупые сайты, "Экспресс-газету", "Дни.ру"...
Беру сигарету, кофе и могу тупить часами, читать всякую фигню,
редчайшую просто. И вдруг увижу что-то: это ж надо! — и быстро стучу
запись.
— Для кого?
— Ни для кого. Это последствия
прежней работы. Когда-то работала журналистом и очень много писала.
Потом мне адски надоело складывать слова в предложения, предложения — в
абзацы, абзацы — в тексты, и я подумала, что хорошо бы сменить поле
деятельности, отдохнуть. А лучший отдых — это смена работы. Я думала,
что на полгодика пойду в рекламу, а осталась надолго. Реклама — это
очень честная работа. Мне говорят: "Нужен ролик, такой-то кастинг,
декорации, эскизы, костюмы". Я: "Хорошо". Две недели не разгибаюсь, меня
бьют головой об пол, очень все тяжело, вокруг одни сумасшедшие (о чем я
часто пишу). Хотя хороших людей намного больше, просто о них не смешно
писать.
— Теперь, очевидно, можете уйти в писатели.
— Не
хочу. Монсеррат Кабалье специально училась петь, работала над этим,
бережно относилась к своим связкам. А есть люди, у которых просто
хорошие голоса, и они просто поют, поют и поют.
— Стоя в душе.
— Ну вот да! В ЖЖ я пою, как в
душе. Просто делаю бла-бла-бла и ухожу. Все! Люди знают, как поет
Кабалье, и никто не знает, как пою я. От этого мой голос хуже не станет.
Мне начали предлагать: напишите книгу, напишите сценарий... Но это
системная работа, надо сесть, думать над текстом... А я этого не умею.
Более того, не люблю. Или вот мне теперь почти каждый день предлагают
издать блог eprst2000 на бумаге. "Выпустим ваши посты отдельной книгой".
— "Да не надо этого делать!" — "Да что же вы, Алеся!" Называют какие-то
деньги. А я думаю: да нет, нечестно продавать то, что уже было выложено
и прочитано... А специально я ничего написать не могу. Я вообще не
писатель, фантазии никакой, совсем не умею сочинять.
— 440 постов в eprst2000 доказывают обратное.
—
Самое обидное (вот после этого я вообще перестала читать комментарии!),
что люди говорят: "Скажите, что это вымышленная история, мы вам не
верим, вы пи...те!" А ведь я действительно не умею придумывать. Вижу
только на расстоянии собственной вытянутой руки. Моя работа связана
прежде всего с разными людьми — интересными и смешными, умными и
бездарными, режиссерами и креативщиками. И это неисчерпаемый кладезь для
сюжетов. И как только эта дверь закрывается, мне не о чем говорить.
— То есть все, что вы пишете про индустрию рекламы, — правда? Даже бобры?
— Все правда, даже бобры. Ролик снимался для Казахстана.
И я никогда бы про него не написала, если бы подозревала, что история
вот так разлетится. В Казахстане нет ЖЖ, поэтому, думаю, ладно. Потом
мне говорят: "Наконец-то в Казахстане открыли ЖЖ, и мы можем прочитать
ваши смешные тексты!" Думаю, все: меня сейчас поймают и убьют, потому
что это реальные заказчики, реальные клиенты, там была реальная ситуация
с реальными бобрами.
— Телепроизводство — такая рутина: восемь часов готовишься,
ждешь, пьешь чай, чтобы потом пять минут поснимать. Тягомотина — но вы о
ней рассказываете с задором и даже восторгом.
— Вы правильно сказали, именно восторг! Это чувство во мне неистребимо всю жизнь. Я приехала в Москву из Сибири, из адской глуши. Маленький город, прямо какая-то окраина Долгопрудного — вот это и есть мой Барнаул.
Никогда в жизни не хотела стать знаменитой в ЖЖ, работать в кино и
вообще из Барнаула не хотела уезжать, потому что у меня там мама. Но
как-то получилось, что одно за другое, мне очень хотелось жрать, где-то
надо было спать. Мы с мамой всю жизнь жили плохо, голодно в прямом
смысле этого слова, и я себе пообещала, что буду жить хорошо —
материально и финансово. А для этого надо очень много работать. Так вот,
про восторг. Снимаем Патрисию Каас. Я смотрю на нее: "Не может быть!" Когда я была маленькая, у меня был папа, который еще тогда не спился, а у папы был "КамАЗ".
Папа садился на "КамАЗ" и в магнитофончик ставил шипучую, скрипучую
пленку Каас. Папа был очень крутой, и у нас была эта кассета —
единственная на весь район. И вот Каас стоит рядом со мной. Говорит:
"Можно выйду на 15 минут в дамскую комнату?" А уже готова камера, свет
стоит. Говорю: "Нет, сейчас снимем, и я вас отпущу". Каас: "Хорошо". Я
потом думаю: "Вот это что сейчас было? Патрисия Каас меня спросила:
можно пописать? А я ей типа: потом поссышь! И это я, простая сибирская
девчонка?! Это кто-то вообще заметил? Обратили внимание?"
— Потому что научилась отделять работу от себя. Когда какой-то очень талантливый, но полное говно режиссер говорит: "Я хотел! Мы обсуждали!", рвет меня на куски: "У вас вонючая страна! Вы не умеете здесь работать!", то раньше у меня все просто клокотало, поднималось, разрывалась аорта, я плакала, не спала ночами. Если режиссер что-то не получал на площадке, я умирала, у меня выпадали волосы. А потом поняла, что это не я. "Эта страна", его претензии, его талант, его говно, его характер, его отношение ко всему — это не я! Помню, как-то сказала себе: "Боже, мне завтра 13 лет!" И вот с этим ощущением (а мне 31) живу до сих пор.
- То есть люди вокруг что-то делают, вы наблюдаете — и это вас абсолютно устраивает?
— Наоборот! Я второй режиссер, организовываю весь процесс. И чувствую себя не просто наблюдателем, который привозит тележку, а реально маленьким богом. Потому что знаю, кто и во сколько. Обожаю ранние смены: в пять утра приезжаешь в павильон, а лучше на локейшн открытый, стоишь, куришь и видишь, как собираются гримеры, декораторы, все опухшие, невыспавшиеся. И думаешь: "Это я им сказала быть в пять часов!" Обожаю ощущение, что ты всеми крутишь-вертишь: "Так, все, внимание! Перестановка!" — и люди встают, начинают таскать свои огромные приборы.
— Да, да... Но я все о своем: как писатель eprst2000 вы могли
бы стать божеством калибром побольше. Представьте, как сидите в книжном
магазине, а очередь тянется до метро: дождь-снег, но люди терпят, хотят
взять автограф — не потому, что вы так сказали, а просто потому, что вы
такая есть.
— То, что люди стоят в очереди, чтобы я им
поставила закорючку, это не волнительно, не наполняет меня никакими
смыслами. Что хорошего в том, чтобы быть знаменитой? Появляются деньги?
Но я умею зарабатывать и без этого, могу себе позволить купить квартиру и
даже сделать в ней ремонт. Тебя узнают на улице? Бывает, что подходят
люди какие-то на площадке, специально приезжают представители клиентов:
"Вы, правда, та самая Алеся?" Отвечаю: "Конечно нет, однофамилица". Меня
просто зае...ли этими бобрами, правда! Нашлись все мои одноклассники,
однокурсники, люди стали искать со мной знакомства — какой-то ужас! А я
не люблю, когда все смотрят.
— По-моему, вы кокетничаете.
— Нет. Если завтра
удалят мой блог, не изменится ни-че-го. Я не стану жить хуже. Я заведу
другой ЖЖ и, если захочу, буду в него писать (а если не захочу, то не
буду). Это может показаться кокетством. Типа "если ты такая
бессребреница, ну и че ты тогда пишешь в свой ЖЖ? Пиши себе в ноутбук и
никому не показывай". Мой блог стал известным случайно. Это как если бы
вы жили в квартире всю жизнь, а потом ваш дом объявили памятником
культуры. И все люди говорят: "Ну вот и зачем ты живешь тут? Или гордись
этим, чувствуй что-то, или съезжай!" А почему я должна уезжать, писать в
другое место? Я тут живу.
Мне до сих пор странно, что кому-то
вообще интересно, что я там пишу. Кому это надо? Я Алеся — сама по себе
Алеся, проходите мимо. Я очень люблю деньги, но люблю их не тратить, не
просто так получать, а именно зарабатывать, в этом мой главный азарт.
Поскольку я помню себя бедным, нищим, недоедающим человеком, сейчас это
просто синдром блокадника: готова работать днями и ночами — работать, а
не ставить автографы.
— Но ведь идет подстройка под читателя, под заказ. Вы все чаще пишете про бобров, про жирафов.
—
Я не выбираю темы. Раньше писала много о личном, о мужчинах, например, а
потом прихожу на встречу с агентством: "Слушай, ты так круто написала
про свой ПМС!" И я понимаю, что вот эти 15 человек знают, что у меня
сейчас ПМС. Я не хочу, чтобы знали. Однажды написала про своего молодого
человека Диму, как он мне сделал предложение и
все такое. Удалила моментально, потому что началось: "Ой, Алеся, такая
история, нам так понравилось, это ж сценарий!"
— Все-таки жизнь не сводится к деньгам и работе?
—
Семья появилась совсем недавно. Кстати, вчера. Мы сделали маме ремонт в
стиле прованс, красиво ужасно! И вчера приехали в первый раз в гости с
Димой. Мама накрыла стол. Самое главное, что стол был круглым, без
углов. Это очень важно, когда не каждый на своей стороне, а вместе. И
состоялось то, о чем я мечтала всю жизнь: стол, над ним — торшер,
какие-то мантики-шмантики, Димочка, ешь-пей... А нам потом надо ехать
домой, потому что у нас еще и кот... Я, Дима, мама, кот... И мы можем
ездить друг к другу в гости. Вот это и есть семья — и я все это вчера
почувствовала.
Хотя замуж я не хочу, и детей тоже, категорически. Я
очень занята собой, делаю только то, что мне нравится, и этим
наслаждаюсь. Конечно, я зависима от продюсеров, от режиссеров, от
работы, и, конечно, я не могу сказать: "Так, ребята, все fuck off!" Но я
уже нахожусь в той ситуации, когда могу выбирать работодателя
(ни-ни-ни, с этим продюсером больше не буду!), могу отказываться, могу
брать пять проектов, могу вообще не брать... Хотя я алчная бабища,
поэтому беру все.
— ОК, а какое место во всем этом занимает ЖЖ?
—
Никакое. Мне пишут много хороших и лестных отзывов. Люди приходят с ними
как с кирпичиками, из которых ты складываешь мнение о себе: вот я
талантливая, популярная, кому-то нравлюсь... Построила себе замок
красивый, сидишь, любуешься, а потом приходит другой человек и говорит:
"Да пошла ты нах...й, тупая п...да" — и замок рушится в куски. Потому
что те, кто его построил, его и развалят. Поэтому ЖЖ не может быть
местом в жизни. Это просто нечастое времяпрепровождение.
Алеся Казанцева, второй режиссер, журналист, блогер. 31 год. Родилась в Барнауле. Окончила факультет журналистики Алтайского государственного университета, лауреат премии "Золотое перо" Алтайского края. В 20 лет переехала в Москву. Работала в журнале "Индустрия рекламы", кинокомпании "Базелевс". С 2007 года — фрилансер и второй режиссер на съемках рекламных роликов, фильмов, сериалов. В 2002 году открыла ЖЖ eprst2000, который в настоящее время занимает девятое место в рейтинге livejournal.ru.
аккаунт