Дмитрий Демушкин: «Чем больше я узнаю Чечню, тем больше я убеждаюсь, что России тоже нужен свой Кадыров для русских»
Демушкин и Максимов приехали в республику по приглашению министра ЧР по внешним связям, национальной политике, печати и информации Шамсаила Саралиева.
Мы поинтересовались у Дмитрия Демушкина как проходит его экскурсия по Чеченской Республике.
- Какие у Вас были ожидания перед поездкой? Ваш визит еще не окончен, но за два дня наверняка успели много где побывать, сложилось ли уже какое-то мнение? Каковы впечатления от посещения республики? Насколько они разнятся от первоначальных ожиданий?
Дмитрий Демушкин: Разница просто глобальная, ожидал я увидеть совсем другое. Это воспринималось как миниподвиг. Самый напряженный, самый опасный регион России. Было ощущение, что стреляют наверно почти везде. Чем больше я по Чечне езжу и вижу как здесь обстоят дела, тем больше я считаю, что России тоже нужен свой Кадыров. Можете даже в заголовок это взять.
- Не уверен, что многим СМИ и интернет пользователям это понравится…
Дмитрий Демушкин: У нас и нет такой задачи, чтобы это нравилось СМИ. Можете написать, что Демушкин заявил "Чем больше я узнаю Чечню, тем больше я убеждаюсь, что России нужен свой Кадыров для русских".
Понравилась очень тема борьбы с пьянством и алкоголем, понравилось, что все строят быстро и в срок. Понравилось, что за чиновниками закрепляют отдельные участки дорог, совхозы и дома на восстановление. Понравилось, что все что строится, обходится в десять раз дешевле, чем в Москве и Питере. Ну и пообщавшись с людьми, я действительно поверил, что какой-нибудь начальник РОВД здесь не может крышевать проституцию или наркоманию. В целом, пока я нигде не увидел никакого негатива.
Как я уже рассказывал, в Москве до аэропорта нас вез таксист-грузин, который сказал, что мы не будем ездить в Чечне в футболке "Я русский". Что мы спрячем ее далеко, и вряд ли сможем вообще вернуться отсюда целыми и невредимыми. Это все стереотипы в СМИ. Как оказалось, вполне даже можем. Мы все время тут ездим в этих футболках. Уже побывали в Шатойском, Веденском, Урус-Мартановском и Гудермесском районах.
- Сейчас в Сети активно обсуждают тему отделения Кавказа от России, говорят, что мы слишком разные и не можем сосуществовать в одной стране. В доказательство этого приводят различные страницы кавказской молодежи в соцсетях и прочее. Активно говорят о том, что русским Кавказ не нужен, что русского на Кавказе ничего нет. Вы сами что по этому поводу думаете?
Дмитрий Демушкин: На самом деле, в этом информационном поле до приезда в Чечню пребывал и я. Если взять мои интервью до поездки в Чечню, в принципе, я абсолютно был уверен, что русского на Кавказе и в правду ничего нет. Что кроме дотаций и вечной нестабильности здесь ничего не происходит. Но сейчас я задумался об этом. Мои поездки всегда комментировались всеми федеральными информагентствами, очень обстоятельно. Куда бы я ни поехал, в Псков или еще куда, об этом всегда много писали. А сейчас я не могу понять, почему абсолютно все информационные агентства категорически заблокировали мою поездку в Чечню. Казалось бы, что плохого? Лидер русских националистов приехал в республику, объехал ее, и не испытал никаких затруднений. Это говорит о том, что здесь есть стабильность, но почему-то такая очевидная вещь, не вышла ни на одном сайте. Везде эта информация была заблокирована, хотя люди поначалу звонили, интересовались деталями, но нигде это не вышло. Я даже сегодня утром смотрел, ни одной новости.
Хотя вся блогосфера и весь интернет об этом пишут, это наводит меня на некоторые мысли, что информационная политика вокруг Чечни строится определенным образом, людьми определенной национальности, не будем их сейчас называть. Мы даже понимаем, почему она может строиться в отношении Чеченской республики, 10 лет информационно работали над созданием негативного имиджа, сейчас они не готовы от него отказываться. Ведь СМИ же готовы написать о любом происшествии, которое со мной здесь произойдет. Кстати, сейчас уже узнали, что я прибыл в Чечню, вчера звонили и приглашали в Карачаево-Черкесию. Это наверно для них такой знак был, что если мы не отказались ехать в Чечню, то в Карачаево-Черкесию наверняка прилетим.
Общаясь с русским населением здесь, я пытался найти что-то негативное. Спрашивал, может вы боитесь и хотите уехать отсюда. Я понял, что эти люди отсюда уезжать не хотят и чувствуют себя здесь вполне нормально. Но даже получая позитивную информацию из Чечни, люди за ее пределами все равно ищут какой-то подвох. Вот мы вчера много интервью давали и рассказывали о поездке, а в заголовок все равно попало про людей с автоматами.