Утверждена программа социальной адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов Алтайского края
Губернатор Алтайского края Александр Карлин утвердил краевую программу "Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2011 - 2013 годы, которая разработана в соответствии с инициативами, прозвучавшими в Послании Президента России Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года, - сообщает официальный сайт крайадминистрации.
В настоящее время в регионе работает 37 детских домов и 32 специальных (коррекционных) школы-интерната. В них воспитывается порядка двух тысяч детей-сирот и детей, оставшихся
Основной целью программы является обеспечение успешной социальной адаптации этой категории детей, выпускающихся из интернатных учреждений.
Ставится задачей подготовить воспитанников детдомов и школ-интернатов из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни после выпуска из интернатного учреждения. Для этого в учреждениях для всех детей планируется создать условия, приближенные к семейным. Предусмотрено совершенствование воспитательной работы, внедрение программы практической подготовки ребятишек к самостоятельной жизни. Также должно быть обеспечено сопровождение воспитанников, выпускников в предвыпускном и выпускном периоде.
В рамках программы будет организовано социально-педагогическое сопровождение выпускников детдомов и специальных (коррекционных) школ-интернатов (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Предусмотрены мероприятия, направленные на обеспечение сопровождения выпускников, формирование их активной жизненной позиции, навыков самостоятельного решения вопросов в постинтернатный период. Предусмотрено патронатное сопровождение выпускников интернатных учреждений до 23 лет. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, будут предоставляться меры социальной поддержки. Так, на постинтернатный патронат в 2011-2013 гг. предусмотрено 22,8 млн. рублей из краевого бюджета.
В крае будет создана единая региональная система мониторинга возможных проблем выпускников в постинтернатный период. Будут сформированы базы данных по учету выпускников детдомов и школ-интернатов. В детдомах и школах-интернатах планируется организовать службы социальной (постинтернатной) адаптации выпускников. При управлении края по образованию и делам молодежи будет действовать краевой общественный Совет по социализации выпускников детских домов и опекунских семей. Это позволит привлечь общественность к решению проблем социализации.
Еще одна задача - усиление мер, направленных на профориентацию воспитанников, выпускников детдомов и школ-интернатов, которые будут способствовать дальнейшему получению ими конкурентоспособных на региональном рынке труда профессий и их последующему трудоустройству. В целях повышения эффективности системы профобразования выпускников интернатов будет идти развитие материально-технической базы учреждений профобразования. Планируется создать систему раннего выявления и сопровождения одаренных выпускников интернатных учреждений.
Продолжится профориентационная работа, содействие выпускникам в поиске подходящей работы, заключение ученических договоров работодателей с выпускниками, получающими профобразование. В учреждениях профобразования будут действовать службы психолого-педагогического сопровождения. Предусмотрено создание малых инновационных предприятий, бизнес-инкубаторов учебного типа, способствующих формированию трудовой мотивации выпускников и снижению риска безработицы.
В рамках программы будет идти совершенствование региональной системы защиты имущественных прав воспитанников детдомов, школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выпускникам будет предоставляться временное жилье: социальные гостиницы при интернатных учреждениях. Защита имущественных прав сирот и оставшихся без попечения родителей включает, в том числе, своевременную постановку воспитанников на предварительный регистрационный учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.
Каждая из задач программы носит комплексный характер и отвечает приоритетным направлениям развития образовательной системы Алтайского края.
В современных условиях развитие системы социальной адаптации выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в крае рассматривается как один из факторов, способствующих более качественной подготовке таких подростков к самостоятельной жизни после выпуска из интернатов.
Программа имеет большое социальное значение. Ее реализация позволит решить проблемы постинтернатной адаптации и обеспечит более успешную социализацию выпускников детских интернатных учреждений.
Иллюстративное фото с сайта администрации Алтайского края.