Десять способов манипулирования людьми с помощью СМИ
1- Отвлечение внимания
Основным
элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от
важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими
правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного
пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания
весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности
получать важные знания в области науки, экономики, психологии,
нейробиологии и кибернетики.
"Постоянно отвлекать внимание граждан от
настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие
реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были
чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля – в
загон, как и все прочие животные (цитата из книги "Тихое оружие для
спокойных войн").
2- Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения
Данный
метод также называется "проблема-реакция-решение". Создается проблема,
некая "ситуация", рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию
среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые
необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали
насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы
граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и
проведения политики, ущемляющей гражданские свободы.
Или: вызвать
экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло
нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб.
3- Способ постепенного применения
Чтобы
добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее
постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были
навязаны принципиально новые социально-экономические условия
(неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века.
Сведение к
минимуму функций государства, приватизация, неуверенность,
нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не
обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то
наверняка привело бы к революции.
4- Отсрочка исполнения
Другой
способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы
представить его в качестве "болезненного и необходимого" и добиться в
данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо
проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.
Во-первых,
потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в
массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что "завтра
все изменится к лучшему" и что тех жертв, которых от него требуют,
удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того,
чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда
наступит время.
5- Обращаться к народу как к малым детям
В
большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую
публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как
будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или
умственно неполноценных индивидуумах.
Чем усиленнее кто-то пытается
ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается
использовать инфантильные речевые обороты. Почему? "Если кто-то
обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу
внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью
вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что
характерно для детей в возрасте 12 или менее лет.
6- Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления
Воздействие
на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на то,
чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге
и вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой
стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в
подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи,
опасения, принуждения или устойчивые модели поведения…
7- Держать людей в невежестве, культивируя посредственность
Добиваться
того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы,
используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле.
"Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам,
должно быть как можно более скудным и посредственным с тем, чтобы
невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось
на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.
8- Побуждать граждан восторгаться посредственностью
Внедрять в население мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным…
9- Усиливать чувство собственной вины
Заставить
человека уверовать в то, что только он виновен в собственных
несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных
возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате, вместо
того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает
заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает
подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без
действия ни о какой революции и речи быть не может!
10- Знать о людях больше, чем они сами о себе знают
В
течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию
все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями,
которыми обладают и пользуются господствующие классы.
Благодаря
биологии, нейробиологии и прикладной психологии, "система" получила в
свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии,
так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем
он сам о себе знает. Это означает, что в большинстве случаев система
обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они
сами.
Ноам Хомский - американский лингвист, философ,
общественный деятель, автор книг и политический аналитик. Заслуженный
профессор языкознания в Массачусетском технологическом институте и один и
выдающихся деятелей науки XX века. Его фундаментальные труды в области
теории языкознания и науки познания получили заслуженное признание в
научном и преподавательском сообществе.
Оригинал публикации: Diez formas distintas de manipulación mediática