Михаил Гундарин: "Газеты испытывают существеннейшую конкуренцию и со стороны Интернета"

Очередной выпуск программы "Итожа" ее автор и ведущий Михаил Гундарин посвятил ситуации, складывающейся на рынке средств массовой информации. "Каким он сложился в крае,  каковы причины популярности или непопулярности тех или иных СМИ — и каковы тут тенденции. Начнем с самых традиционных СМИ — газет", - говорит во вступлении ведущий.

До начала 90-х годов в крае выходило две  большие газеты- "Алтайская правда" и "Молодежь Алтая". В лучшие годы их тиражи зашкаливали за сто с лишним тысяч. Новые газеты стали появляться только пятнадцать-двадцать лет назад, при этом многие из них до сегодняшнего дня не дожили. Прекратила свое существование и "Молодежка". Тиражи оставшихся печатных изданий существенно упали.

Тиражи у газет нынче, конечно, не те, но и подписчики, и покупатели находятся и будут находится долго. Подписка на них, кстати, на второе полугодие уже заканчивается, так что желающим стоит поспешить. Много ли таких желающих? И чего именно они желают?  Вот что  говорят опрошенные нами жители Барнаула:

Барнаулец Виталий газеты читает. На вопрос корреспондента "НН" какие издания он покупает, ответил:

- "Комсомольская правда", "Алтайская правда": там описываются события, которые происходят на территории края. В основном это интересует.

Александр:

- Всегда интересна официальная точка зрения и "Алтайская правда" является оратором. "Свободный курс" -  развлекательная пресса, я ее на рассматриваю, как новостную, мне более интересны новостные какие-то издания. 

Ольга:

- "Вечерний Барнаул" читаю редко, но интереснее газета стала.  Публикуют новости, события, что где происходит, - там все рассказано правдиво. 

  Людмила, продавец:

- Я работаю 6 лет, наибольшей популярностью пользуются газеты "Комсомольская правда" и "Аргументы и факты". Как быстро их раскупают? Но раскупают их в первую очередь, бывает даже на витрину из не выложишь, уже люди спрашивают идут на работу.

Юлия, продавец:

- Вообще барнаульцы у меня разбирают "Комсомольскую правду", которая по 8 рублей, ну и толстушку не плохо берут, не успевают даже привозить, разбирают. "Свободный курс" - изредка: одну продаю, другую, возвращаю.  

"Вообще, что интересно - в одном Барнауле выходит множество печатных изданий — а упоминаются, в принципе, всегда одни и те же: "Аргументы и факты", "Комсомольская правда", "Алтайская правда", "Вечерний Барнаул" — ну и "Свободный курс".  В районах края картину дополняют традиционные районки — но, как мне кажется,  именно дополняют, коренным образом не меняя", - отмечает Михаил Гундарин.

Но уличный опрос — это, по большому счету, случайность. Вот что говорят специалисты:

Ольга Скворцова, руководитель маркетинго-исследовательской группы "Маркис":

- Опрашивались по трем исследованиям около 1,5 тысяч человек — разные выборки были и в разных местах. И если мы не берем "Телесемь" и "Спутник телезрителя", то "Аргументы и факты" на первом месте, "Комсомольская правда"   - на втором с небольшим отрывом — 10 процентов, "Алтайская правда" - 6,1 процент, "Свободный курс" - 5,1 процент.          

"Картина, в принципе, та же — лидируют федеральные бренды, а вот одна из первых независимых газет "Свободный курс" существенно отстает. На мой взгляд, это совсем не удивительно! Дело в том, что газеты испытывают существеннейшую конкуренцию и со стороны Интернета, да и телевидения с радио. Чтобы остаться на плаву нужно существенно усиливать борьбу за читателя. Как именно?", - задается вопросом Михаил Гундарин.

По мнению специалистов, главными факторами популярности газет остаются  высокие технологии сбора и подачи материалов и удовлетворение насущных читательских потребностей. Абсолютное лидерство федеральных брендов вполне объяснимо именно с точки зрения технологического превосходства (плюс профессионализм региональных редакций). С точки зрения "нужности" идеален формат "Вечерки", которую читают люди, Интернетом пользующиеся мало. 

"Итожа, замечу. Думаю, что не пропадет и краевой "официоз" "Алтайская правда" - где публикуются "правительственные" документы. А вот со "Свободным курсом", кажется мне, все более грустно. Многочисленные эксперименты издателя ("Алтапресс") над формой и содержанием газеты поставили ее вне формата — как говорили опрошенные, то ли это информационное, то ли развлекательное издание. А если ни то ни  се — этим нынешнюю публику не возьмешь!", - резюмирует Михаил Гундарин.

Читайте полную версию на сайте