"Итожа": ситуация в аграрном секторе Алтайского края, как всегда, расслабляться не дает ни крестьянам, ни переработчикам
На Алтае в этом году ожидается засуха, постигшая в прошлом году Европейскую часть России. Масштабы предстоящего бедствия пока не ясны, но почти все эксперты сходятся в одном: прошлогоднего количества зерна не собрать. Кроме того, к обычным крестьянским тревогам прибавилась еще одна - топливная.
Сергей Корольков, гендректор ПХ "Троицкое", ООО "Заводское":
- Проблемы связаны с ГСМ, потому что постоянно боишься, что завтра не хватит, запаса большого нет. То количество, которое выделено дешевого топлива - его, конечно же, не хватит. Проблемы с 80-м бензином. Его практически нет нигде.
Тем не менее, крестьяне тревогу бить не спешат, верят уверениям властей, что кризиса не будет. А что касается урожая, то, по мнению аграриев, важен не валовой сбор, и даже не урожайность с гектара (она тоже ожидается низкой), а цена на пшеницу, резкого падения которой вроде как не прогнозируется. Конъюнктура мирового рынка, мол, подешеветь не даст.
Понятно, прогнозы они и есть прогнозы — могут не сбыться. Понятно и то, что своей высокой прошлогодней ценой алтайская пшеница обязана именно европейской засухе. Агрочиновники также вполне уверены в благополучии отрасли, указывая, среди прочего, на то, что не пшеницей единой живо сельское хозяйство региона, - отмечает Михаил Гундарин.
По данным Главного управления сельского хозяйства края, в нынешнем году выросли посевы гречихи. Около полумиллиона гектаров для страховки засевается устойчивыми к засухе культурами. Столько же отдано под подсолнечник. Ожидается подъем и в сахарной отрасли — в связи с возобновлением работы сахарных заводов.
Тем временем животноводы начинают всерьез сталкиваться с вечной проблемой — резким падением закупочных цен на молоко. Несколько лет назад эта беда вызвала многочисленные заявления о намерении сократить, а попросту, вырезать, дойное стадо, содержание которого становится убыточным. Что же в нынешнем?, - задается вопросом ведущий программы.
В мае у "частников" молоко закупалось уже по 8 рублей за литр — как и в 2008-м, самом кризисном, году. Несколько больше платят крупным хозяйствам — 11 рублей. По заявлениям крестьян, эти цены, дальнейшее понижение которых прогнозируется, уже сейчас находятся на грани рентабельности. Переработчики объясняют падение цен конкуренцией со стороны импортной продукции.
Говорится, например, о том, что сыр наши переработчики вообще вынуждены продавать ниже себестоимости — много, мол, дешевого белорусского. Это тоже знакомая отговорка. Эксперты на такие заявления неизменно советуют обратить внимание на структуру расходов переработчиков — от устаревшего оборудования до непомерно высоких зарплат директорского корпуса. Дело даже не в этом — а в том, что этот, якобы дешевый сыр. В розницу по прежнему для многих недоступен! То же касается и мяса, - говорит Михаил Гундарин.
"Итожа, замечу. Ситуация в аграрном секторе края, как всегда, расслабляться не дает ни крестьянам, ни переработчикам не нам с вами, потребителям, которым ну ровно никакой выгоды от снижения закупочных цен не ожидается. Надеюсь, не будут расслабляться и власти, от которых все ждут действенных мер по регулированию цепочки "поле-прилавок", - резюмирует ведущий.