Итожа: бензин в Алтайском крае появился также внезапно, как и исчез
"Дни, которые казалось бы, навсегда ушли в прошлое, сменившись днями роста цен... Ан нет, как оказалось, одно другому не помеха", - говорит во вступлении ведущий.
В течение нескольких дней бензин нельзя было купить нигде, кроме как на заправках "Роснефти" и "Газпромнефти". Причем покупка ограничивалась двадцатью литрами и наличием "клубных" пластиковых карт. Ситуация прогремела по федеральным новостям. Автомобилисты края впали в легкую панику.
Тут же появились различные толкования происходящего, а некоторые политики, как говорится, не преминули воспользоваться возможностью напомнить о себе... Ну да Бог бы с ними, а все-таки, что же произошло? И может ли оно повториться? Для начала давайте взглянем, что представляет собой бензиновый рынок края.
На рынке продажи бензина физическим лицам чуть менее половины объема держат Роснефть-Алтайнефтепродукт и Газпромнефть-Алтай, получающие топливо напрямую от своих головных структур. Остальной рынок поделен между мелкими компаниями, которые покупают топливо на оптовом рынке и по оптовым же ценам у тех же самых "бензиновых гигантов". Выгода мелких компаний складывается из разницы между оптовой и розничной ценой.
Суть кризиса в том, что бензин ПОЛНОСТЬЮ кончился у мелких компаний, отчего автомобилисты хлынули на заправки компаний больших, отчего те (по их словам) были вынуждены регламентировать покупки. Дабы не порождать спекуляцию. Но отчего иссякли мелкие бензиновые реки? Тут есть несколько версий.
Как заявила администрация Алтайского края сразу же после начала кризиса, перебои с поставками бензина на мелкие АЗС вызваны нерасторопностью их владельцев, не сумевших приспособиться к новым правилам веедния биржевых торгов. Ситуация вызвала ажиотажный спрос на покупку в Роснефти, благодаря чему (цитируем) "объемы реализации ГСМ данной компанией в конце апреля текущего года резко возросли - практически в 3 раза".
Надо сказать, что небольшие бензиновые компании края отреагировали на такую позицию довольно болезненно, пытая
Ну например в том, что подняли оптовые цены или вообще отказались продавать бензин мелким оптовикам. Для чего? Для того, чтобы выдавить конкурентов с рынка. Надо сказать, что отчасти такую позицию разделила и Федеральная антимонопольная служба.
Федеральная антимонопольная служба, как было заявлено, усматривает в поведении нефтяных компаний признаки нарушения антимонопольного законодательства. Как известно, ранее ФАС уже возбудила порядка 40 дел на региональных рынках нефтепродуктов в связи с тем, что крупные компании завышают оптовые цены на нефтепродукты для независимых АЗС.
Эксперты рассуждают также и о тенденциях мирового рынка: мол, невыгодно продавать топливо в России, где цены контролируются правительством (а как иначе, в предвыборный-то год!). И нынешний демарш топливных гигантов, это, дескать, послание правительству: размораживайте цены, а то такое начнется! В пользу этих макроэкономических суждений говорит то, что кризис охватил несколько регионов страны...
Ирина, автолюбитель:
- Приходится вот заправляться, - где получится. Вот ситуация получилась: можно заправить ещё плюс в канистру. Про запас? Пользуемся случаем так сказать.
"Итожа, замечу. Ситуацией с бензиновой лихорадкой сейчас озаботилось и правительство, и прокуратура. А что бензин? А он появился в крае так же внезапно, как и исчез. Причем ? По подросшим ценам. То ли это желание продавцов навариться в течение нескольких дней, пока ажиотаж не утих, то ли ради этого повышения все и затевалось", - резюмирует Михаил Гундарин.