Госдума рассмотрит законопроект о введении крупных штрафов для авиакомпаний за нарушение прав пассажиров
Разработка законопроекта была вызвана авиационным коллапсом в Москве в конце 2010 года. Напомним, что в конце декабря 2010 года на московский регион обрушился ледяной дождь, который серьезно нарушил жизнедеятельность ряда регионов, и в Москве сбои возникли в работе крупнейших аэропортов. По данным Ассоциации туроператоров России, задержки коснулись более 20 тысяч человек. Из российских авиакомпаний больше всего задержек рейсов было у "Аэрофлота".
В пояснительной записке к документу отмечается, что, в частности, "Аэрофлот" тогда задержал более 300 рейсов (задержки были от двух до 55 часов) и отменил более 200 рейсов. "При этом общее количество пассажиров на задержанных рейсах на 29 декабря 2010 года составило 29518 человек, на отмененных рейсах - 17853 человека", - говорится в записке.
Причиной недостатков в работе авиаперевозчиков является низкий уровень санкций, считает автор законодательной инициативы. По его данным, сейчас размер штрафа за каждый час задержки рейса составляет 25 рублей. Также действующие нормы не борются с таким недобросовестным поведением, как избыточное бронирование рейса, когда перевозчики в погоне за максимальным заполнением рейса умышленно продают билетов больше, чем фактически есть мест на воздушном судне - в таких случаях некоторым пассажирам отказывают в посадке, несмотря на то что они имеют право быть допущенными к перевозке, говорится в записке.
Законопроект предлагает обязать авиаперевозчика выплачивать пассажиру штраф в случае отказа в посадке на рейс или при отмене рейса, размер штрафа будет зависеть от дальности перелета. Предполагается, что 10 тысяч рублей будут выплачиваться пассажирам, если перелет должен был составить до 1,5 тысячи километров, 16 тысяч рублей - при перелете 1,5-3,5 тысячи километров, 24 тысяч рублей - при дальности перелета свыше 3,5 тысячи километров. Такие же штрафы законопроект устанавливает и в случае задержки рейса более чем на три часа. Если рейс задержан более чем на пять часов, пассажиру могут быть возвращены деньги.
Оговорены и случаи освобождения перевозчика от санкций, в частности, если он заранее уведомил пассажиров об отмене рейса или предложил альтернативный маршрут.
Также описывается перечень услуг, предоставляемых пассажиру при отказе в посадке на рейс, если он отменен или задержан. В него внесены обеспечение прохладительными напитками и питанием, доставка транспортом от аэропорта до гостиницы. Сейчас эти услуги регулируются федеральными авиационными правилами.
Адвокат Сергей Жорин, который участвовал в разработке законопроекта, сообщил Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ / infosud.ru), что в случае его принятия в России будет коренным образом изменена система компенсационных выплат клиентам авиакомпаний. По его мнению, увеличение выплат сделает политику авиакомпаний более ответственной и даст возможность клиентам в разумных пределах возмещать понесенный ущерб.
Собеседник агентства считает, что законопроект лежит в русле мировой практике и приводит российскую систему в соответствие с общепринятыми стандартами. "Я убежден в пользе данного законопроекта и необходимости его принятия", - сказал Жорин.
В свою очередь глава комитета по транспорту Сергей Шишкарев подтвердил необходимость подобного закона, но отметил, что во внесенном во вторник в Госдуму документе много неточностей и он перекликается со многими уже существующими и еще готовящимися законами.
"Он не выверен с точки зрения того, чтобы это работало. Самое главное, что смущает и делает законопроект "труднопроходимым", - это потому что здесь практически отсутствует система правоприменения - как все то, что предлагается, будет работать", - сказал Шишкарев журналистам.
По его словам, из предлагаемого законопроекта непонятно, кто будет взимать штрафы, кто будет фиксировать задержки рейсов и причины задержек. "По сути, идеальная предлагаемая модель поднимается в воздух и ни на чем не стоит, нет фундамента, на который можно было бы поставить эту хорошую, красивую крышу", - сказал глава комитета.
Он отметил, что сейчас в Госдуму внесен законопроект о деятельности аэропортов, разработанный с учетом требований к безопасности, и, по его словам, в проекте прописаны все меры ответственности и механизмы их работы.
"Думаю, в весеннюю сессию он пройдет первое и второе чтение", - сказал глава комитета. В целом, по его мнению, этот законопроект может быть принят до конца 2011 года.
Иллюстративное фото с сайта https://travel.rian.ru.