"В чем сила, брат?": староверы-фотографы с Алтая знают ответ
"Алтай. Природа. Староверы" - так назвали новую фотовыставку, которая на днях начала работу в областном художественном музее, ее организаторы. Александр Холмогоров, фотограф из Барнаула, сам из семьи старообрядцев, которых немало проживает в тех местах, стал инициатором ее появления в Мурманске. Идею поддержала Ольга Евтюкова, директор музея. Переговоры и обсуждения длились не один месяц, но тем не менее дошли до логического итога - презентации новой экспозиции.
О староверах говорят нечасто, и большинство из зрителей, пришедших посмотреть на фотоработы, имели о них весьма смутное представление. Одна из зрительниц, например, удивилась, увидев на одном из портретов девушку в одежде, украшенной чувашскими вышивками. "Я сама чувашка, и эти вещи отлично вижу. Удивительно, что так далеко за Уралом, в староверческой общине, есть мои земляки", - сказала она. Между тем среди старообрядцев есть люди самых разных национальностей, как рассказал Александр Холмогоров. Преобладают русские, но есть и украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и другие. Всего их около двух миллионов человек. Общины помимо России есть в Белоруссии, Латвии, Литве и Эстонии, в Молдавии, Польше, Румынии, Болгарии, Украине, США, Канаде и нескольких странах Латинской Америки, а также в Австралии.
Крупнейшее современное православное старообрядческое религиозное объединение в РФ и за ее границами - Русская православная старообрядческая церковь, насчитывающая около миллиона прихожан; существует также Древлеправославная поморская церковь, которая имеет на территории России несколько сотен общин.
- У нас другие обряды, другое церковное пение, отличаются тексты церковных книг, - пояснил Александр Холмогоров. - Современная церковь, на мой взгляд, слишком приблизилась к миру, мы же пытаемся сохранить старые традиции и обычаи. Это касается и философии, мироощущения, и каких-то бытовых вещей. Например, мужчины у нас обязательно должны носить бороду, а женщины - платок. Мужчину безбородого нельзя даже в церкви отпевать. Но это не значит, что мы совсем закрываемся от современного мира. Многое в нем для нас неприемлемо, однако староверы работают, живут среди людей. Хотя есть в Забайкалье и отдаленные общины, где люди существуют изолированно, а старики даже пенсий не получают. Ну что ж, у каждого свой путь.
Одну староверческую семью знает, пожалуй, каждый житель нашей страны. Это Лыковы, обитатели таежного тупика, современные отшельники. Эта семья староверов прожила отшельниками высоко в горах в глухой саянской тайге с 1930-х годов вплоть до их случайного обнаружения геологами в 1978 году при обследовании реки Большой Абакан. Лыковы были незнакомы с современной цивилизацией, и эта история имела огромный резонанс в советской прессе тех лет. Фотографии, рассказывающие о жизни последней оставшейся в живых Лыковой, Агафьи, представлены на выставке. Жизнь эта весьма колоритна: среди первозданной природы, огромных елей, широких озер человек кажется беспомощной пылинкой. Однако Агафья и бревна толстенные пилит, и рыбу ловит, и грядки на почти отвесном горном склоне разбила. И даже петух у нее есть - белоснежный красавец. Лица таежной обитательницы почти не разглядеть - она укутана в платок, низко надвинутый на глаза, и почти не смотрит в объектив. Но в небольшой фигурке читается упрямство и решимость противостоять хоть всему суровому миру...
Зато на портретных снимках барнаульских староверов взгляды открыты фотокамере. Мужчины, женщины, дети, старики спокойно и уверенно смотрят в объектив, их лица полны такой глубокой внутренней силы, от которой мурашки бегут по коже. "Митрополит Корнелий на Енисее", "Матушки", "Алена из иконной лавки", "Звонарь Павел", "Казачок", "Сибирский хор"... Кажется, люди эти знают какую-то особенную мудрость, которая придает им сил на любые свершения и которую современный горожанин тщетно ищет в новомодных учениях и увлечениях. Понятно, что сила эта - в вере, настоящей, искренней, пронесенной от поколения к поколению на протяжении сотен лет. Нам остается только восхищаться ею.
- Мы сначала хотели сделать как бы этнографическую выставку - вот старообрядцы пашут, сеют, молятся, - рассказал Александр Холмогоров. - Но московский художник Олег Каплин, который отбирал фото и оформлял их, нам очень помог определиться с идеей. Он решил идти из внутренней сути снимка, показать духовность этой жизни... Из нескольких десятков тысяч работ отобрал только несколько десятков, самых сильных. Снимали эти кадры наши единоверцы, и профессионалы, и любители, подчас на обычные "мыльницы". Для авторов важно было не схватить удачный ракурс или красивый момент для того, чтобы выразить себя. Нет, они хотели выразить других, воплотить духовность в этих фото. Верующие люди вообще не живут напоказ, для них главное - сохранить ту силу и веру, что у них внутри.
Это "не напоказ" оказалось очень сильным художественным приемом. У "Крещения", например, на глаза многих зрителей просто слезы наворачивались. Казалось бы, просто крестят новорожденного... Но - большая лапища батюшки, обнявшая поперек все крохотное красное тельце младенца и поднявшая его, как кутенка, над купелью; улыбка на лице пацана, готового принять этот комочек плоти в развернутое полотенце; задумчивая крестная... Кажется, что картина живет, дышит и ты - внутри нее.
Мастерство коллег не смогли не признать мурманские профессиональные фотографы, пришедшие на выставку. Они отметили и оценили и грамотность построения кадра, и то, что работы сняты без вспышки - а это дает снимку объем и теплоту. Немаловажно и то, как именно москвич Каплин решил оформить работы: они не закрыты от зрителей стеклом, которое часто искажает восприятие и создает определенный барьер. К тому же, отпечатаны они на специальной бумаге, дающей иллюзию картины на холсте. Однако все это не имело бы значения, не будь на этих "холстах" главного - силы человеческого духа, столь редко встречающейся в нынешней жизни.