Герои космоса на земле Алтая
юбилейный день Космонавтики , предлагаем читателям ИА "Амител" ознакомиться со статьей наших коллег из газеты "Вечерний Барнаул", посвященной героям космоса на земле Алтая.
К середине 80-х годов Барнаул добился значительных успехов, став крупным мегаполисом России: город занимал 19-е место в стране по численности населения и развитию промышленного производства, поставляя продукцию в 64 страны мира. О развитии городского хозяйства Барнаула было принято четыре постановления Совмина СССР. Только в строительство жилья, объектов инженерного обеспечения и соцкульбыт руководство краевой столицы ежегодно вкладывало порядка 150 миллиардов рублей.
Городские власти, понимая значимость труда простых горожан, приглашали в Барнаул космонавтов, которые благодаря колоссальному совместному труду рабочих и ученых вышли на передний край современного научно-технического прогресса. Анатолий Иванович Мельников - бывший председатель Барнаульского горисполкома, почетный гражданин города и края – лично принимал шестерых космонавтов на барнаульской земле. "Поводы для этих визитов были разными, но для жителей неизменным оставалось одно: космонавты, зачастую выполняющие роль посредников в международных отношениях, всегда давали достойную оценку Барнаулу и его жителям", - вспоминает Анатолий Иванович.
Шахматы и дом для офицеров
Первая встреча Анатолия Ивановича с космонавтом № 2 произошла осенью 1961 года, когда Герман Титов приезжал навестить отца. Официальный визит был краткосрочным, и Мельников не успел познакомиться с героем поближе. Но в 1980 году, когда город отмечал 250-летие, отец и сын Титовы прожили в краевой столице несколько дней. Мельников разместил гостей в коттедже станкостроительного завода и неотлучно находился рядом с ними.
После грандиозного празднования на стадионе "Динамо", когда Титовы гуляли по городу, к Герману Степановичу подходили десятки горожан, благодарили его и желали здоровья. Вечером, во время торжественного собрания в драматическом театре, Герман Титов предложил связаться с международным экипажем, находящимся на орбите. Это был первый и последний раз, когда барнаульцы получили поздравления и привет от космического экипажа в реальном времени.
В последующие дни были многочисленные встречи с трудовыми коллективами, а в профилактории котельного завода Герман Титов даже сыграл в шахматы с отдыхающими. Мельников запомнил его как человека большого ума, самообладания, невероятной начитанности, и после этого визита отношения между космонавтом и председателем горисполкома стали дружескими.
Анатолий Иванович Мельников вспоминает: "Я был в Москве в командировке по вопросам развития города. Позвонил Герман Степанович и предложил встретиться. Он рассказал о положении с жильем в воинской части космических войск, расположенной под Барнаулом, где офицеры тратят много времени на дорогу и разъезды по точкам, потому что живут кто где. Герман Степанович попросил меня помочь в строительстве жилого дома для офицеров. И 80-квартирный офицерский дом был построен в квартале между улицами Юрина и Попова. Я хорошо запомнил эту черту Титова - уважительное отношение к людям. Он просил, а не требовал, хотя и располагал соответствующими должностными полномочиями".
Несколько раз приезжал в Барнаул и почетный гражданин города, космонавт № 26 Василий Лазарев. Мельников вспоминает, что Василий Григорьевич был человеком иного склада, чем Титов: сдержанным, спокойным и рассудительным. На одной из встреч с работницами хлопчатобумажного комбината у него спросили, не было ли страшно, когда из-за отклонения параметров движения ракеты-носителя спускаемый аппарат упал в тайге Горного Алтая. Лазарев ответил, что все было в норме, но его жена, Эльза Ивановна, присутствовавшая на встрече, тихонько шепнула Мельникову: "Дома он говорил, что было тяжело".
Василий Лазарев любил встречаться с детьми в пионерских лагерях, во время своих визитов не упускал возможности пообщаться с военнослужащими. Например, в полку противовоздушной обороны на командном пункте с его участием было проведено теоретическое учение по наведению ракеты на цель. А потом в клубе состоялась по-семейному добрая и теплая беседа с офицерами и членами их семей.
В Барнауле принимают лучше!
В конце 70-х годов единственный раз в наш город прилетал Анатолий Филипченко – космонавт № 19, первый президент Федерации космонавтики СССР. Специально оборудованный самолет ТУ-134 привез тогда целую делегацию для участия в торжествах по выпуску курсантов летного училища.
Мельников вспоминает: "Прощаясь с Филипченко, я сказал, что завтра улетаю в Москву. Анатолий Васильевич предложил мне сдать билет и лететь с ними. В самолете было мало кресел, диван, столики, отчего он выглядел, как большая гостиная. Я в те годы много летал, но с таким комфортом – еще ни разу. Мы сделали промежуточную посадку в Свердловске, где Филипченко встречался с депутатами, городской властью и родственниками. По моему мнению, в Барнауле прием космонавту был оказан гораздо теплее, ведь мы успели не только показать гостю город и его жителей, но и посетить летную часть, вручить лейтенантские погоны и побеседовать в неофициальной обстановке.
- В Москву из Свердловска мы прилетели в 2 часа ночи, и Филипченко предложил всем ехать к нему домой. Я ответил, что визит оравы мужиков в столь позднее время для домочадцев будет сюрпризом малоприятным, и предложил перенести встречу на другой день. Больше с Филипченко я не встречался, но книгу "Союз и Аполлон" с его дарственной надписью читал много раз. Подвиг российских ученых, инженеров и космонавтов, участников проекта сближения и стыковки космических кораблей СССР и США – яркий пример того, как настойчиво, избирательно и терпеливо преодолеваются трудности в поисках верного пути к единой цели".
Разговор на всю ночь
С визитом в Барнаул космонавта № 22 Виталия Севастьянова связана курьезная история. Закончилась она хорошо, но понервничать Мельникову пришлось изрядно. Дело в том, что Севастьянов, много занимающийся вопросами науки, был редактором журналов по космонавтике. И в Барнаул он прилетел на конференцию активистов Общества любителей космонавтики.
Мельников вспоминает: "Рано утром мне звонит заместитель председателя крайисполкома, собиравшийся лететь в Москву, и говорит, что рядом стоит космонавт Севастьянов, которого никто не встречает. Я ответил, что не знал о его прилете, потому что руководство города и края не было поставлено в известность об этом визите. Позвонил Василию Тимофеевичу Христенко, объяснил ситуацию, по дороге мы заехали в гостиницу "Центральная" и заказали для гостя номер. Выходим на улицу, а из такси вылезает Севастьянов. Мы проводили его до номера, но Виталий Иванович сразу же захлопнул за собой дверь.
- Я решил подождать, пока он успокоится. Часа через два постучался, представился и пригласил позавтракать со мной. А когда вечером в зале клуба котельного завода началась конференция любителей космонавтики, приветственное слово я предоставил заместителю председателя крайисполкома, полному кавалеру орденов Славы, Герою Социалистического Труда Василию Тимофеевичу Христенко. Севастьянов понял, что горожане оказали ему огромное уважение, и повел себя по-мужски, не держа обиды на опоздавшего к встрече чиновника. Потом я просидел в номере гостиницы с Севастьяновым всю ночь, и Виталий Иванович рассказывал не только факты из своей биографии, но и очень личные впечатления от встречи с космосом. Вспомнил он и о том, как однажды пошел с космической станции проверять корабль и уснул там, закрыв люк. А второй космонавт, Петр Климук, через какое-то время пошел ставить следующий эксперимент, а люк закрыт. Климук постучал, а Севастьянов ему спросонья привычно ответил: "Кто там?"
Недолго, но продуктивно
С краткосрочными визитами в Барнауле были космонавт № 43 Виктор Горбатко и космонавт № 28 Петр Климук. После международного полета с вьетнамским космонавтом Фам Туаном, Горбатко был награжден званием "Герой Социалистической Республики Вьетнам" и возглавил общество советско-вьетнамской дружбы. В Барнаул космонавт прилетал с группой специалистов на встречу с рабочими из Вьетнама, которые трудились на текстильных предприятиях Барнаула.
Мельников показывал гостю условия проживания вьетнамских рабочих и предприятия, на которых они трудились. А Петр Климук в 1979 году с группой офицеров 11-й гвардейской армии прилетал на встречу с участниками Великой Отечественной войны и офицерами-ракетчиками. В клубе меланжевого комбината состоялось торжественное собрание и награждение ветеранов ракетных войск.
О величии и праве на него
Рассматривая альбомы из личного архива Анатолия Ивановича Мельникова, корреспондент "ВБ" Олеся Матюхина спросила, почему здесь так мало фотографий с визитов космонавтов с его присутствием. И вот что услышала в ответ: "В мое время похвальба считалась признаком дурного тона. Поэтому так мало фотографий и почти нет видеосъемок того периода с руководителями города и края. Большую часть времени при посещении космонавтами Барнаула мы отводили на встречи с трудовыми коллективами. Конечно, прежде чем приехать на завод, они общались с руководством предприятия, но это не являлось доминирующим направлением встреч. Приглашая в Барнаул космонавтов, краевые власти и я, в частности, преследовали одну цель: повысить самооценку горожан, показать, что они имеют право и возможность соприкоснуться с людьми, открывшими для нас космос".
Читайте полную версию на сайте
Городские власти, понимая значимость труда простых горожан, приглашали в Барнаул космонавтов, которые благодаря колоссальному совместному труду рабочих и ученых вышли на передний край современного научно-технического прогресса. Анатолий Иванович Мельников - бывший председатель Барнаульского горисполкома, почетный гражданин города и края – лично принимал шестерых космонавтов на барнаульской земле. "Поводы для этих визитов были разными, но для жителей неизменным оставалось одно: космонавты, зачастую выполняющие роль посредников в международных отношениях, всегда давали достойную оценку Барнаулу и его жителям", - вспоминает Анатолий Иванович.
Шахматы и дом для офицеров
Первая встреча Анатолия Ивановича с космонавтом № 2 произошла осенью 1961 года, когда Герман Титов приезжал навестить отца. Официальный визит был краткосрочным, и Мельников не успел познакомиться с героем поближе. Но в 1980 году, когда город отмечал 250-летие, отец и сын Титовы прожили в краевой столице несколько дней. Мельников разместил гостей в коттедже станкостроительного завода и неотлучно находился рядом с ними.
После грандиозного празднования на стадионе "Динамо", когда Титовы гуляли по городу, к Герману Степановичу подходили десятки горожан, благодарили его и желали здоровья. Вечером, во время торжественного собрания в драматическом театре, Герман Титов предложил связаться с международным экипажем, находящимся на орбите. Это был первый и последний раз, когда барнаульцы получили поздравления и привет от космического экипажа в реальном времени.
В последующие дни были многочисленные встречи с трудовыми коллективами, а в профилактории котельного завода Герман Титов даже сыграл в шахматы с отдыхающими. Мельников запомнил его как человека большого ума, самообладания, невероятной начитанности, и после этого визита отношения между космонавтом и председателем горисполкома стали дружескими.
Анатолий Иванович Мельников вспоминает: "Я был в Москве в командировке по вопросам развития города. Позвонил Герман Степанович и предложил встретиться. Он рассказал о положении с жильем в воинской части космических войск, расположенной под Барнаулом, где офицеры тратят много времени на дорогу и разъезды по точкам, потому что живут кто где. Герман Степанович попросил меня помочь в строительстве жилого дома для офицеров. И 80-квартирный офицерский дом был построен в квартале между улицами Юрина и Попова. Я хорошо запомнил эту черту Титова - уважительное отношение к людям. Он просил, а не требовал, хотя и располагал соответствующими должностными полномочиями".
Несколько раз приезжал в Барнаул и почетный гражданин города, космонавт № 26 Василий Лазарев. Мельников вспоминает, что Василий Григорьевич был человеком иного склада, чем Титов: сдержанным, спокойным и рассудительным. На одной из встреч с работницами хлопчатобумажного комбината у него спросили, не было ли страшно, когда из-за отклонения параметров движения ракеты-носителя спускаемый аппарат упал в тайге Горного Алтая. Лазарев ответил, что все было в норме, но его жена, Эльза Ивановна, присутствовавшая на встрече, тихонько шепнула Мельникову: "Дома он говорил, что было тяжело".
Василий Лазарев любил встречаться с детьми в пионерских лагерях, во время своих визитов не упускал возможности пообщаться с военнослужащими. Например, в полку противовоздушной обороны на командном пункте с его участием было проведено теоретическое учение по наведению ракеты на цель. А потом в клубе состоялась по-семейному добрая и теплая беседа с офицерами и членами их семей.
В Барнауле принимают лучше!
В конце 70-х годов единственный раз в наш город прилетал Анатолий Филипченко – космонавт № 19, первый президент Федерации космонавтики СССР. Специально оборудованный самолет ТУ-134 привез тогда целую делегацию для участия в торжествах по выпуску курсантов летного училища.
Мельников вспоминает: "Прощаясь с Филипченко, я сказал, что завтра улетаю в Москву. Анатолий Васильевич предложил мне сдать билет и лететь с ними. В самолете было мало кресел, диван, столики, отчего он выглядел, как большая гостиная. Я в те годы много летал, но с таким комфортом – еще ни разу. Мы сделали промежуточную посадку в Свердловске, где Филипченко встречался с депутатами, городской властью и родственниками. По моему мнению, в Барнауле прием космонавту был оказан гораздо теплее, ведь мы успели не только показать гостю город и его жителей, но и посетить летную часть, вручить лейтенантские погоны и побеседовать в неофициальной обстановке.
- В Москву из Свердловска мы прилетели в 2 часа ночи, и Филипченко предложил всем ехать к нему домой. Я ответил, что визит оравы мужиков в столь позднее время для домочадцев будет сюрпризом малоприятным, и предложил перенести встречу на другой день. Больше с Филипченко я не встречался, но книгу "Союз и Аполлон" с его дарственной надписью читал много раз. Подвиг российских ученых, инженеров и космонавтов, участников проекта сближения и стыковки космических кораблей СССР и США – яркий пример того, как настойчиво, избирательно и терпеливо преодолеваются трудности в поисках верного пути к единой цели".
Разговор на всю ночь
Мельников вспоминает: "Рано утром мне звонит заместитель председателя крайисполкома, собиравшийся лететь в Москву, и говорит, что рядом стоит космонавт Севастьянов, которого никто не встречает. Я ответил, что не знал о его прилете, потому что руководство города и края не было поставлено в известность об этом визите. Позвонил Василию Тимофеевичу Христенко, объяснил ситуацию, по дороге мы заехали в гостиницу "Центральная" и заказали для гостя номер. Выходим на улицу, а из такси вылезает Севастьянов. Мы проводили его до номера, но Виталий Иванович сразу же захлопнул за собой дверь.
- Я решил подождать, пока он успокоится. Часа через два постучался, представился и пригласил позавтракать со мной. А когда вечером в зале клуба котельного завода началась конференция любителей космонавтики, приветственное слово я предоставил заместителю председателя крайисполкома, полному кавалеру орденов Славы, Герою Социалистического Труда Василию Тимофеевичу Христенко. Севастьянов понял, что горожане оказали ему огромное уважение, и повел себя по-мужски, не держа обиды на опоздавшего к встрече чиновника. Потом я просидел в номере гостиницы с Севастьяновым всю ночь, и Виталий Иванович рассказывал не только факты из своей биографии, но и очень личные впечатления от встречи с космосом. Вспомнил он и о том, как однажды пошел с космической станции проверять корабль и уснул там, закрыв люк. А второй космонавт, Петр Климук, через какое-то время пошел ставить следующий эксперимент, а люк закрыт. Климук постучал, а Севастьянов ему спросонья привычно ответил: "Кто там?"
Недолго, но продуктивно
С краткосрочными визитами в Барнауле были космонавт № 43 Виктор Горбатко и космонавт № 28 Петр Климук. После международного полета с вьетнамским космонавтом Фам Туаном, Горбатко был награжден званием "Герой Социалистической Республики Вьетнам" и возглавил общество советско-вьетнамской дружбы. В Барнаул космонавт прилетал с группой специалистов на встречу с рабочими из Вьетнама, которые трудились на текстильных предприятиях Барнаула.
Мельников показывал гостю условия проживания вьетнамских рабочих и предприятия, на которых они трудились. А Петр Климук в 1979 году с группой офицеров 11-й гвардейской армии прилетал на встречу с участниками Великой Отечественной войны и офицерами-ракетчиками. В клубе меланжевого комбината состоялось торжественное собрание и награждение ветеранов ракетных войск.
О величии и праве на него
Рассматривая альбомы из личного архива Анатолия Ивановича Мельникова, корреспондент "ВБ" Олеся Матюхина спросила, почему здесь так мало фотографий с визитов космонавтов с его присутствием. И вот что услышала в ответ: "В мое время похвальба считалась признаком дурного тона. Поэтому так мало фотографий и почти нет видеосъемок того периода с руководителями города и края. Большую часть времени при посещении космонавтами Барнаула мы отводили на встречи с трудовыми коллективами. Конечно, прежде чем приехать на завод, они общались с руководством предприятия, но это не являлось доминирующим направлением встреч. Приглашая в Барнаул космонавтов, краевые власти и я, в частности, преследовали одну цель: повысить самооценку горожан, показать, что они имеют право и возможность соприкоснуться с людьми, открывшими для нас космос".