Образ среднего российского топ-менеджера составили исследователи рынка труда

Высшая школа экономики (ВШЭ) нарисовала портрет типичного российского руководители. Как сообщает газета РБК daily, образ среднего топ-менеджера, составленный на основе данных за десять лет, получился вполне ожидаемым: это молодой женатый мужчина, который учился в техническом вузе и получил второе экономическое или бизнес-образование. От западного коллеги его отличают амбициозность, желание рисковать и надежда на скорое повышение.

Отличительная черта российского управленца — частая смена должностей и компаний: каждые два-три года он переходит на новое место. "Российский топ-менеджер делает намного больше внешних перемещений по сравнению с руководителями из западных стран, часто меняет работу", — говорит один из авторов исследования, сотрудник лаборатории исследований рынка труда ВШЭ Сергей Солнцев.

Одна из причин частой смены компаний в том, что российский работодатель не умеет выстраивать карьерную лестницу в фирме. "Российские топ-менеджеры чаще переходят на новое место в другой компании, чем занимают более высокую должность в своей компании", — говорит г-н Солнцев.

Смелее, моложе, агрессивнее

По данным ВШЭ, примерно половине российских менеджеров от 30 до 40 лет. Российские топы значительно моложе западных коллег: в среднем разница около десяти лет, говорит президент компании HeadHunter Юрий Вировец. Типичный управленец продолжает молодеть: в связи с развитием интернет-бизнеса дорога к вершине оказывается короче. "Уже не вызывает удивления молодой человек 25—27 лет, имеющий за плечами крепкий фундамент успешного управленца", — говорит г-н Вировец.

Отличается не только возраст, но и подход к ведению бизнеса: типичный топ-менеджер отличается "более рискованным и авантюрным мышлением и более развитыми навыками управления компанией в сложных, кризисных ситуациях", — говорит Юрий Вировец. "По сравнению с Европой или Америкой, где средний возраст топ-менеджера составляет от 45 до 60 лет, бизнес в России является более молодым и агрессивным", — согласна г-жа Забазарных.

Неженская доля

У типичного топ-менеджера не женское лицо — 84% всех высших должностей занимают мужчины. До кризиса была тенденция к росту числа женщин в руководстве: за восемь лет доля прекрасного пола выросла с 8 до 23%; после кризиса же упала до 20%. Женщины-руководители обычно обладают экономическим образованием и реже уходят из компаний.

Среди гендиректоров почти нет женщин, только 5—7%, говорит директор по продажам Kelly Services CIS Наталья Курантова, зато среди топ-менеджеров соотношение примерно одинаковое. Директора по продажам, по маркетингу, финансам — все это сегодня вполне женские профессии. И даже в такой исконно мужской вотчине, как логистика, можно встретить женщину на руководящей позиции.

Экспатам здесь не место

Экспаты не прижились в российских компаниях: по данным исследования, только около 13% топовых мест занимают иностранцы, причем, как правило, работают они в иностранных компаниях. Мода на экспатов проходит, считает г-жа Курантова. Экспаты — дорогое удовольствие, а выбор появился и на рынке отечественных руководителей. Сейчас иностранцев можно встретить в основном в транснациональных или зарубежных компаниях, где традиционно отдают предпочтение "своим".

Иллюстративное фото с сайта: https://digest.subscribe.ru.

Читайте полную версию на сайте