Цунами выбросит утонувшие японские автомобили на российский рынок
Заводы встали
Ведущие автобренды, такие как Toyota, Nissan, Honda. Предприятия Nissan в префектурах Фукусима и Тотиги уже пострадали от землетрясения— там зафиксированы пожары. Все 12 автозаводов Toyota Motor Company были остановлены 21 марта, а на эту компанию приходится 40% всех автомобилей, производимых в стране. Точных данных об убытках пока нет, но представители Toyota сообщили, что производству нанесен солидный ущерб. Как говорится в заявлении Toyota Motor, это приведет к недопоставке до 40 тыс. автомобилей.
Также вчерабыли остановлены заводы Nissan и Honda (22% производства в масштабах страны). Mazda Motor пока работает в первую смену, но, как сообщает газета "Ведомости", остановит производство из-за нехватки комплектующих, которые поставлялись из пострадавших районов. По сообщениям информагентств, на заводе компании Honda в префектуре Точиги уже есть погибший— в результате обрушения одной из стен погиб рабочий предприятия. Из-за этого сократятся поставки модели Fit/Jazz.
Российское представительство Toyota распространило следующее заявление: "Компания „Тойота Мотор Корпорэйшн“ в настоящий момент изучает последствия землетрясения и цунами в Японии и воздействие природных катаклизмов на деятельность офисов, предприятий, дилерских центров, аффилированных компаний и поставщиков Тойота на внутреннем рынке.
С целью обеспечения безопасности сотрудников компания "Тойота Мотор Корпорэйшн" приняла решение приостановить работу всех своих производственных предприятий на территории Японии с 14 по 16 марта 2011 года. Трехдневная остановка производства не будет влиять на ближайшие поставки автомобилей и запасных частей в Европу, поскольку доставка автомобилей и запасных частей морским путем из Японии в Европу занимает около 6 недель.
Компания в настоящий момент оценивает возможные последствия и влияние землетрясения в Японии на поставки автомобилей и запасных частей из Японии в Россию, а также на деятельность завода "Тойота Мотор Мануфакчуринг Россия".
Главный приоритет компании "Тойота Мотор Корпорэйшн" в сложившейся ситуации — безопасность сотрудников компании. В настоящий момент среди сотрудников Тойота и дочерних компаний жертв и пострадавших нет. Для помощи жителям регионов и населенных пунктов в зоне природного бедствия компания "Тойота Мотор Корпорэйшн" (Япония) выделила $3,75 млн. Также компания оказывает помощь в виде средств первой необходимости и продуктов питания".
Российское представительство Mazda пока не спешит подводить какие-либо итоги. Как сообщила GZT.RU пресс-секретарь Mazda в России Мария Магуайр, "наши заводы не пострадали, но мы пока не подводим никаких подсчетов. На фоне сообщений о том, что десятки тысяч человек пропали без вести, мы считаем, что считать убытки слишком цинично и пока рано".
Россия— самый важный для японцев рынок в Европе, поэтому ситуация в Японии обязательно повлияет на российский рынок, подтверждает руководитель Auto-dealer.ru Олег Дацкив. "Японские поставщики будут стараться выполнить все свои обязательства перед дилерами и потребителями, но остановка заводов и трудности с логистикой будут проблемой в течение всего года,— отмечает эксперт.— В такой ситуации не до отправки автомобилей, поэтому сроки поставки будут увеличены, и людям, которые рассчитывали получить машину в ближайшее время, придется подождать".
Задержки поставок коснутся не только покупателей новых автомобилей, но и владельцев подержанных: они будут дольше обычного ждать комплектующих и запчастей. "Обычно срок поставок из Японии начиная с момента размещения заказа составлял три— четыре месяца, теперь можно ожидать, что он сдвинется на то количество дней, пока будет стоять завод",— говорит Дацкив.
Андрей Топтун, начальник отдела аналитики агентства "Автостат", считает, что в России проблем с поставками автомобилей из Японии почти не возникнет. "Далеко не все японские модели автомобилей, продающиеся в России, имеют японское происхождение, поэтому перебоев с поставками большинства „японок“ не будет.— сообщил Топтун GZT.RU.— С автомобилями же чисто японского производства (например, почти все модели Mazda) задержки в поставках составят несколько месяцев".
Задержки будут
Заводы японских автопроизводителей пострадали незначительно, однако испытывают проблемы с поставками ряда комплектующих с заводов из зоны бедствия. При отсутствии новых природных воздействий на Японию дефицита на вторичном рынке праворульных машин не будет, лишь кратковременные перебои с импортом".
Однако немалая доля автомобилей, пострадавших от цунами, уже в ближайшее время будет восстановлена и продана в России. По мнению того же Топтуна, "часть „утопленников“ однозначно „всплывет“ на территории России спустя четыре— шесть месяцев". В Японии подержанные автомобили в основном продают с аукционов, а "утопленники" будут интересны перекупщикам из-за изначально низкой цены. Немало подобных автомобилей попадет в Россию через страны Восточной Европы и Прибалтики.
"Российский автобизнес молод и специфичен, и наша ментальность позволяет нам закупать „утопленные“ машины— считает Олег Дацкив.— Весь мир на них не будет даже смотреть, поэтому японцы смогут продать их только нам и нашим соседям из стран СНГ, причем за бесценок, так как у них такие авто подлежат утилизации. Для перекупщиков это будет выгодно: даже с большой „растаможкой“ (около 30%) и НДС получится серьезный выигрыш в деньгах, потому что стартовая цена— условная". "Если ущерб оплатят японские страховые компании, то машины ценой в несколько десятков тысяч долларов будут продаваться за 1–2 тысячи, особенно если перекупщики будут брать скопом",— прогнозирует эксперт.
Но покупателям таких машин стоит быть осторожными, предупреждает Олег Дацкив. "Я бы посоветовал обращать внимание на то, через кого машина ввезена, растаможена и продается,— говорит он.— Если это неофициальный дилер, а в ПТС не стоит отметка первого владельца, представительства концерна, то такие машины нужно брать осторожно и как минимум отправлять на диагностику". Генеральные представительства японских заводов в России такими вещами заниматься не будут, предупреждает эксперт, поэтому это будет делаться либо через физических, либо через юридических лиц.
Из-за наплыва "утопленников" вряд ли сильно будут "сбиты" цены на вторичном авторынке, считает Дацкив. "Перекупщики как обычно будут стараться заработать максимум и будут ориентироваться на существующие цены на рынке,— говорит он.— Кроме того, „шум“ и информация в СМИ отпугнет многих от покупки таких машин с дисконтом". "Поэтому поставщики „утопленников“ не смогут сильно демпинговать",— уверен эксперт.