«Разрешите подкуп или отмените техосмотр!»: московские автовладельцы давятся в очередях, потому что гаишники вдруг стали честными
Комсомольская правда ".
- Слушай, с шести утра тут торчу! До 10.00 на работе отпросился, а время уже 11! - средних лет мужик почти орет в телефонную трубку.
На улице Смольной выстроилась стометровая очередь из машин. Здесь - пункт технического осмотра автомобилей. Но заехать на заветный стенд, где машины осматривают, не получается.
- Третий раз заезжаю, все время очередь, - жалуется водитель "Опеля" Николай.
По словам водителей, сам техосмотр длится 40 минут, но ждать его нужно по 5 - 6 часов. Минимум! Захожу в помещение. Облупленные стены, дверь нараспашку, с улицы несет прохладой. Батареи почему-то холодные. Все скамейки заняты, большинству ожидающих приходится стоять. Под потолком подвешен телевизор. Он, правда, не работает и покрыт толстым слоем пыли. Туалета нет, и люди из очереди выходят справлять нужду в ближайшие гаражи.
- Что за фигня?! - возмущается владелец "Тойоты" Игорь. - Раньше я лобовичок (талон техосмотра, клеящийся на лобовое стекло. - Прим. ред.) просто покупал. Четыре тысячи отдал - и никуда ехать не нужно. А сейчас знакомому гаишнику звоню, он - в отказ. Оформляй, говорит, сам...
НОВЫЙ НАЧАЛЬНИК ЧИСТО МЕТЕТ
Дикие очереди на техосмотр начались в Москве в начале марта. Сначала гаишники сетовали на компьютерную систему "Техосмотр-2000", давшую сбой. Затем ее починили, но очереди почему-то не уменьшились. Тогда начальство ГИБДД увеличило рабочее время на ПИКах (пункты инструментального контроля). Они стали работать на два часа дольше - с 8 до 20 часов. Но и после этого очереди не стали меньше!
- А как иначе, если раньше половина всех талонов техосмотра делалась "дистанционно"! - рассказал "Комсомолке" офицер ГИБДД, просивший не называть его имени. - А теперь начальство следит, чтобы все было по-честному. Поймают - уволят.
Гаишники здорово испугались после истории с Дмитрием Пушкиным - начальником межрайонного отдела техосмотра и регистрации автомототранспортных средств. Его уволили, причем вместе с двумя замами и семью инспекторами! Поводом стали результаты проверки главного пункта техосмотра Москвы. Управление собственной безопасности ГУВД Москвы сравнило записи с видеокамер, установленных на здании отдела ГИБДД, и данные о выданных талонах. Выяснилось, что больше 60 машин, получивших лобовички, не только не заезжали на проверочный стенд, но и вообще не подъезжали к отделу!
Инициировал проверку новый руководитель ГИБДД Москвы Александр Ильин.
УСЛУГИ ПОДОРОЖАЛИ
Тем не менее пройти техосмотр "дистанционно" пока можно. Звоню в фирму, которая, судя по объявлению в Интернете, "помогает с ТО".
- Да, талончик оформим. Какой у вас автомобиль?
- Легковой.
- Шесть тысяч рублей. Приносите тысячу - как задаток, копию договора ОСАГО и свидетельства о регистрации, ПТС. Через два дня получите талончик и заплатите остальные пять тысяч.
- Так ведь раньше за четыре делали!
- Сотрудники ГИБДД, с которыми мы имеем дело, подняли расценки.
В некоторых фирмах цены остались прежними - 4 - 5 тысяч, но условия стали жестче. Водителям предлагают лично подъехать на пункт техосмотра, чтобы... засветиться перед камерой.
- Вам придется также заехать на стенд, - пояснил мужчина-диспетчер.
- Позвольте, так за что же я плачу?
- Во-первых, вы не стоите в очереди. Во-вторых, талон вам выдадут в любом случае - есть претензии к машине или нет.
Наш источник в ГИБДД советует остерегаться мошенников.
- Сейчас много жуликов появится, - уверен офицер. - Будут предлагать "дистанционный" техосмотр и впаривать поддельные талоны. А потом вас на дороге остановят, выяснят, пробив по базе, что талон левый, и под статью подведут. Прецеденты уже были. Уж лучше в очереди постоять.
Как рассказали "Комсомолке" в Московской коллегии адвокатов, тех, кто ездит с поддельным лобовичком, можно привлечь по 327-й статье УК - "подделка документов". Виновным грозит или штраф до 80 тысяч, или арест до 6 месяцев.
ГАИШНИКОВ ТРЯСУТ - СТРАДАЮТ ВОДИТЕЛИ
Вторая причина, по которой гаишники вдруг стали честными, - закон "О полиции". До 1 июня сотрудников ГИБДД будут переаттестовывать: готовы ли они стать полицейскими. Причем по распоряжению главы ГУВД Москвы Колокольцева 12% гайцов должны сократить. Сокращаться никто не хочет.
- У меня "Субару Форестер" в гараже, а я на "девятке" теперь на службу приезжаю, - рассказывает еще один офицер ГИБДД. - Управление собственной безопасности сейчас всех шерстит. У них ведь тоже переаттестация и сокращение - вот и стараются.
Гаишников трясут - страдают водители.
- Вчера остановили за непристегнутый ремень, - рассказывает житель Отрадного Михаил. - Ну что, говорю, давайте по половинке разойдемся? Лезу в кошелек. Штраф - 500 рублей, я обычно 250 отдаю и дальше еду. А гаишники на меня подозрительно так смотрят: "Нет, гражданин, давайте оформляться!" В общем, выписали протокол на 500, теперь нужно время выбрать в банк заехать и очередь отстоять.
Такому раскладу гаишники и сами не рады.
- Инспектор может "заработать" на дороге 150 - 200 тысяч в месяц, - рассказывает знакомый гаишник. - Но сейчас многие так боятся подстав службы собственной безопасности, что брать перестали. Смутное время, переждать надо...
Руководство ГИБДД, надо отдать ему должное, проблему с тягомотиной при уплате штрафов пытается решить. Уже в этом году инспекторов хотят оснастить переносными платежными терминалами. На нарушителя составляется протокол, и он тут же карточкой рассчитывается - как в супермаркете или ресторане. Это куда удобнее, чем искать банк и стоять в очереди.
- Штука действительно хорошая, это шаг в сторону Европы, - уверен редактор отдела автомобильной жизни журнала "За рулем" Игорь Моржаретто. - Но гаишники-то после переименования в полицейских останутся прежними! И им будет выгоднее брать наличкой - пусть и половину суммы штрафа, - чем предлагать расплатиться через терминал. Боюсь, что закупленное оборудование просто не будет использоваться...
Водители от нововведений - честных гаишников и реального техосмотра - тоже не в восторге.
Техосмотр, уверен водитель "Хонды" Андрей, нужно либо отменить, либо вернуть прежнюю систему со взятками:
- Когда платишь - все быстро делается. А если по закону - очереди и нервотрепка. Невыгодно ни водителям, ни гаишникам!
А вот автоэксперт Сергей Асланян вообще считает, что функцию техосмотра у ГИБДД пора отобрать:
- Это коррупционная кормушка. Инспекция дает талон, но ни за что не отвечает! Если машина из-за неисправности попадет в аварию, виноват окажется владелец, а не гаишник. В цивилизованных странах техосмотр проводят специальные сертифицированные организации, которые связаны с официальными дилерами автозаводов. Приезжаешь к профессионалам, они делают диагностику автомобиля, ремонтируют или меняют, что нужно, и дают сертификат, что машина в порядке. Если где-то недосмотрят, на них можно подать в суд и выиграть дело. В США техосмотра нет вообще. Там страхуется ответственность водителя, и он кровно заинтересован регулярно проводить техобслуживание своего авто и ездить без аварий. Давайте возьмем за основу любой из этих вариантов.
ОФИЦИАЛЬНО
Марина ВАСИЛЬЕВА, начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Москвы:
- Главная причина очередей - сезонная. Москвичи, которые не ездили зимой, вывели из гаражей свои машины и озаботились техосмотром. Часть автомобилистов пытаются сделать ТО заранее - чтобы не отвлекаться летом, в сезон дач и отпусков. Чтобы не было очередей, режим работы пунктов техосмотра продлен. А массовое прохождение ТО "заочно" - это слухи! Даже мы, сотрудники ГИБДД, проходим техосмотр как положено.
КОММЕНТАРИЙ ПРОКУРАТУРЫ
Валентина ТИТОВА, руководитель пресс-службы прокуратуры Москвы:
- Судить о том, меньше или больше преступлений стали совершать сотрудники полиции, мы пока не можем. Переаттестация только началась, и выводы делать рано.
Читайте полную версию на сайте
- Слушай, с шести утра тут торчу! До 10.00 на работе отпросился, а время уже 11! - средних лет мужик почти орет в телефонную трубку.
На улице Смольной выстроилась стометровая очередь из машин. Здесь - пункт технического осмотра автомобилей. Но заехать на заветный стенд, где машины осматривают, не получается.
- Третий раз заезжаю, все время очередь, - жалуется водитель "Опеля" Николай.
По словам водителей, сам техосмотр длится 40 минут, но ждать его нужно по 5 - 6 часов. Минимум! Захожу в помещение. Облупленные стены, дверь нараспашку, с улицы несет прохладой. Батареи почему-то холодные. Все скамейки заняты, большинству ожидающих приходится стоять. Под потолком подвешен телевизор. Он, правда, не работает и покрыт толстым слоем пыли. Туалета нет, и люди из очереди выходят справлять нужду в ближайшие гаражи.
- Что за фигня?! - возмущается владелец "Тойоты" Игорь. - Раньше я лобовичок (талон техосмотра, клеящийся на лобовое стекло. - Прим. ред.) просто покупал. Четыре тысячи отдал - и никуда ехать не нужно. А сейчас знакомому гаишнику звоню, он - в отказ. Оформляй, говорит, сам...
НОВЫЙ НАЧАЛЬНИК ЧИСТО МЕТЕТ
Дикие очереди на техосмотр начались в Москве в начале марта. Сначала гаишники сетовали на компьютерную систему "Техосмотр-2000", давшую сбой. Затем ее починили, но очереди почему-то не уменьшились. Тогда начальство ГИБДД увеличило рабочее время на ПИКах (пункты инструментального контроля). Они стали работать на два часа дольше - с 8 до 20 часов. Но и после этого очереди не стали меньше!
- А как иначе, если раньше половина всех талонов техосмотра делалась "дистанционно"! - рассказал "Комсомолке" офицер ГИБДД, просивший не называть его имени. - А теперь начальство следит, чтобы все было по-честному. Поймают - уволят.
Гаишники здорово испугались после истории с Дмитрием Пушкиным - начальником межрайонного отдела техосмотра и регистрации автомототранспортных средств. Его уволили, причем вместе с двумя замами и семью инспекторами! Поводом стали результаты проверки главного пункта техосмотра Москвы. Управление собственной безопасности ГУВД Москвы сравнило записи с видеокамер, установленных на здании отдела ГИБДД, и данные о выданных талонах. Выяснилось, что больше 60 машин, получивших лобовички, не только не заезжали на проверочный стенд, но и вообще не подъезжали к отделу!
Инициировал проверку новый руководитель ГИБДД Москвы Александр Ильин.
УСЛУГИ ПОДОРОЖАЛИ
Тем не менее пройти техосмотр "дистанционно" пока можно. Звоню в фирму, которая, судя по объявлению в Интернете, "помогает с ТО".
- Да, талончик оформим. Какой у вас автомобиль?
- Легковой.
- Шесть тысяч рублей. Приносите тысячу - как задаток, копию договора ОСАГО и свидетельства о регистрации, ПТС. Через два дня получите талончик и заплатите остальные пять тысяч.
- Так ведь раньше за четыре делали!
- Сотрудники ГИБДД, с которыми мы имеем дело, подняли расценки.
В некоторых фирмах цены остались прежними - 4 - 5 тысяч, но условия стали жестче. Водителям предлагают лично подъехать на пункт техосмотра, чтобы... засветиться перед камерой.
- Вам придется также заехать на стенд, - пояснил мужчина-диспетчер.
- Позвольте, так за что же я плачу?
- Во-первых, вы не стоите в очереди. Во-вторых, талон вам выдадут в любом случае - есть претензии к машине или нет.
Наш источник в ГИБДД советует остерегаться мошенников.
- Сейчас много жуликов появится, - уверен офицер. - Будут предлагать "дистанционный" техосмотр и впаривать поддельные талоны. А потом вас на дороге остановят, выяснят, пробив по базе, что талон левый, и под статью подведут. Прецеденты уже были. Уж лучше в очереди постоять.
Как рассказали "Комсомолке" в Московской коллегии адвокатов, тех, кто ездит с поддельным лобовичком, можно привлечь по 327-й статье УК - "подделка документов". Виновным грозит или штраф до 80 тысяч, или арест до 6 месяцев.
ГАИШНИКОВ ТРЯСУТ - СТРАДАЮТ ВОДИТЕЛИ
Вторая причина, по которой гаишники вдруг стали честными, - закон "О полиции". До 1 июня сотрудников ГИБДД будут переаттестовывать: готовы ли они стать полицейскими. Причем по распоряжению главы ГУВД Москвы Колокольцева 12% гайцов должны сократить. Сокращаться никто не хочет.
- У меня "Субару Форестер" в гараже, а я на "девятке" теперь на службу приезжаю, - рассказывает еще один офицер ГИБДД. - Управление собственной безопасности сейчас всех шерстит. У них ведь тоже переаттестация и сокращение - вот и стараются.
Гаишников трясут - страдают водители.
- Вчера остановили за непристегнутый ремень, - рассказывает житель Отрадного Михаил. - Ну что, говорю, давайте по половинке разойдемся? Лезу в кошелек. Штраф - 500 рублей, я обычно 250 отдаю и дальше еду. А гаишники на меня подозрительно так смотрят: "Нет, гражданин, давайте оформляться!" В общем, выписали протокол на 500, теперь нужно время выбрать в банк заехать и очередь отстоять.
Такому раскладу гаишники и сами не рады.
- Инспектор может "заработать" на дороге 150 - 200 тысяч в месяц, - рассказывает знакомый гаишник. - Но сейчас многие так боятся подстав службы собственной безопасности, что брать перестали. Смутное время, переждать надо...
Руководство ГИБДД, надо отдать ему должное, проблему с тягомотиной при уплате штрафов пытается решить. Уже в этом году инспекторов хотят оснастить переносными платежными терминалами. На нарушителя составляется протокол, и он тут же карточкой рассчитывается - как в супермаркете или ресторане. Это куда удобнее, чем искать банк и стоять в очереди.
- Штука действительно хорошая, это шаг в сторону Европы, - уверен редактор отдела автомобильной жизни журнала "За рулем" Игорь Моржаретто. - Но гаишники-то после переименования в полицейских останутся прежними! И им будет выгоднее брать наличкой - пусть и половину суммы штрафа, - чем предлагать расплатиться через терминал. Боюсь, что закупленное оборудование просто не будет использоваться...
Водители от нововведений - честных гаишников и реального техосмотра - тоже не в восторге.
Техосмотр, уверен водитель "Хонды" Андрей, нужно либо отменить, либо вернуть прежнюю систему со взятками:
- Когда платишь - все быстро делается. А если по закону - очереди и нервотрепка. Невыгодно ни водителям, ни гаишникам!
А вот автоэксперт Сергей Асланян вообще считает, что функцию техосмотра у ГИБДД пора отобрать:
- Это коррупционная кормушка. Инспекция дает талон, но ни за что не отвечает! Если машина из-за неисправности попадет в аварию, виноват окажется владелец, а не гаишник. В цивилизованных странах техосмотр проводят специальные сертифицированные организации, которые связаны с официальными дилерами автозаводов. Приезжаешь к профессионалам, они делают диагностику автомобиля, ремонтируют или меняют, что нужно, и дают сертификат, что машина в порядке. Если где-то недосмотрят, на них можно подать в суд и выиграть дело. В США техосмотра нет вообще. Там страхуется ответственность водителя, и он кровно заинтересован регулярно проводить техобслуживание своего авто и ездить без аварий. Давайте возьмем за основу любой из этих вариантов.
ОФИЦИАЛЬНО
Марина ВАСИЛЬЕВА, начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Москвы:
- Главная причина очередей - сезонная. Москвичи, которые не ездили зимой, вывели из гаражей свои машины и озаботились техосмотром. Часть автомобилистов пытаются сделать ТО заранее - чтобы не отвлекаться летом, в сезон дач и отпусков. Чтобы не было очередей, режим работы пунктов техосмотра продлен. А массовое прохождение ТО "заочно" - это слухи! Даже мы, сотрудники ГИБДД, проходим техосмотр как положено.
КОММЕНТАРИЙ ПРОКУРАТУРЫ
Валентина ТИТОВА, руководитель пресс-службы прокуратуры Москвы:
- Судить о том, меньше или больше преступлений стали совершать сотрудники полиции, мы пока не можем. Переаттестация только началась, и выводы делать рано.