До середины лета стоимость проезда в российских электричках не изменится

Накануне, 2 марта, председатель правления РЖД Владимир Якунин подписал документы по пролонгации договора на перевозку пассажиров в 2011 году до июля месяца. "Российская газета" в сегодняшнем номере напоминает, что в этом году по планам реформы на железной дороге пригородные перевозки перестали субсидироваться за счет доходов от грузовых. И поэтому возникла заминка, связанная с подготовкой ряда нормативных документов, которые определяют порядок компенсации выпадающих доходов при перевозке пассажиров этим социально значимым видом транспорта.

По словам Якунина, Минфин предлагает в течение трех лет поэтапно уходить от субсидирования из федерального бюджета пригородных перевозок регионам. Однако губернаторы считают, что его надо пролонгировать до пяти лет, причем покрытие убытков будет перечисляться в регионы, а не в уставной капитал пригородных компаний, которые сейчас созданы.

В этом году на субсидии регионам в федеральном бюджете заложено 25 миллиардов рублей. Однако возникает определенная трудность, связанная с тем, что пригородные компании будут работать по тарифам, высчитанным на основании методики, основанной на экономических расчетах. Уже сейчас это привело к тому, что губернаторам придется заложить на 12-й год суммы в разы больше, чем они планировали, основываясь на расходах РЖД на пригород в прошлом году.

В связи с этим Якунин считает, что компаниям, работающим с регионами, придется сокращать издержки, правильно формировать статьи расчета тарифа, у РЖД даже возникла идея в связи с этим вывести из состава тарифа расходы на использование инфраструктуры. Сейчас они составляют приблизительно 6 процентов, вроде бы эта цифра и небольшая, но если перевести ее в рубли, то это будут миллиарды, отмечают эксперты. Учитывая все эти тонкости, губернаторы совместно с РЖД намерены обратиться в правительство с просьбой в ближайшее время определить порядок субсидий, чтобы уже точно рассчитать возможные доходы и расходы и заключить договора не на пару месяцев, а на весь год. Пока регионы до сих пор не знают, сколько каждый из них получит средств на перевозку пассажиров.

Большим подспорьем по снижению расходов станет борьба с зайцами. Якунин пообещал губернаторам снизить стоимость проезда в электричках минимум на 15 процентов, если они помогут бороться с безбилетниками. К сожалению, на данный момент у компании нет законного права штрафовать за безбилетный проезд, а вот у регионов такое административное право есть.

Что касается безопасности, то эта тема также обсуждалась, и Якунин отметил, что, чтобы поставить необходимое количество видеокамер, охрану на каждом входе на вокзал, понадобится компании более 1 триллиона рублей. Сумма внушительная, поэтому он обратился к губернаторам принимать совместные меры по обеспечению безопасности не только антитеррористической, но и обычной. Речь идет о декриминализации привокзальных площадей. Если говорить о возможных источниках финансирования безопасности, то Якунин согласен, что ее можно вложить в тариф, в том числе и на пассажирские перевозки. Однако пропорции необходимо точно рассчитать. Например, в билете дальнего следования полтора-три процента на безопасность - не очень ощутимая сумма, а в пригороде, где люди пользуются электричкой каждый день и тарифы достигли предела, этот процент внушителен.

Иллюстративное фото с сайта www.business-class.su.

Читайте полную версию на сайте