Клуб профессоров Алтайского края: принцип «деньги следуют за учеником» приведет к фактическому уничтожению образования
"Об образовании", а по итогам этого обсуждения составил открытое обращение. Оно направлено в адрес главы администрации Алтайского края, депутатов АКЗС, депутатов Государственной думы и членов Общественной палаты Российской Федерации, Общественной палаты Алтайского края, а так же родительской и педагогической общественности Алтайского края.
Предлагаем читателям ИА "Амител" с ним ознакомиться:
Открытое обращение О проекте федерального закона "Об образовании"
и проекте Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования
Клуб профессоров Алтайского края присоединяется к решению расширенного заседания комиссии Общественной палаты Алтайского края по образованию, культуре и делам молодёжи от 27 января 2011г. и выражает протест против утверждения правительственного проекта закона "Об образовании".
Мы полагаем, что предложенная в законопроекте концепция устройства российского образования не имеет направленности на решение стратегической задачи – поднятия уровня качества образования и сохранения его доступности. Прежде всего, принятие данного закона влечет за собой дискриминацию по социальному признаку. Все имеющиеся лучшие ресурсы образования будут доступны лишь детям из семей с очень высоким уровнем доходов, в силу закрепления нормативно-подушевого финансирования средней школы. Принцип "деньги следуют за учеником" в условиях России приведет к фактическому уничтожению образования в огромном числе малонаселенных пунктов, где, тем не менее, сосредоточено основное население страны. Этот процесс уже идет: с 2000 по 2010 год в России было фактически уничтожены более 18 тысяч школ.
Вызывает серьезные опасения и то обстоятельство, что проект Закона "Об образовании" не обеспечивает конституционных гарантий доступности высшего профессионального образования при разделении его на два уровня – бакалавриат и магистратуру. В частности, отсутствует законодательно закрепленное предельное соотношение объемов набора на тот и другой уровни высшего профессионального образования, что может привести к фактической платности магистратуры. Введение бакалавриата сопровождается значительным сокращением учебного времени на изучение многих важных дисциплин, в том числе дисциплин специализации. Это приведет к тому, что большинство бакалавров получит неполноценное высшее образование, недостаточное для успешной профессиональной деятельности.
Сегодня в стране около 600 государственных вузов с федеральным управлением и финансированием. Однако в статьях 133 и 135 напрямую указано, что в ведении РФ остаются лишь три категории: 1) Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет; 2) федеральные университеты; 3) национальные исследовательские университеты с общим числом конкретных вузов около полусотни. Отсюда следует, что подавляющее число нынешних государственных вузов предоставлены самим себе, так как в законе ничего говорится об ответственности региональных и местных властей. В итоге нынешние государственные вузы после некоторого периода стагнации и деградации могут прекратить свое существование или трансформироваться в коммерческие "конторы по продаже вузовских дипломов". Единая государственная система высшего образования, составлявшая гордость страны, авторитетная во всем мире, окажется уничтоженной.
Другим значительным недостатком законопроекта об образовании является неурегулированность и ограниченность социального и профессионального статуса педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Мы выражаем протест против утверждения проекта стандарта среднего (полного) образования (для старших классов), разработанного под руководством Л. Кезиной и А. Кондакова. Данный проект не проходил обсуждение общественности, он является результатом работы узкой группы чиновников. Проект предполагает сокращение количества обязательных для изучения предметов под предлогом необходимости усиления патриотического воспитания. Но, во-первых, противопоставление обучения и воспитания является в корне ложным, во-вторых, необязательность изучения базовых дисциплин предельно понизит общий уровень знаний российских школьников.
Кроме того, концептуальная эклектичность проекта закона "Об образовании" и проекта стандарта среднего (полного) образования приведет к созданию заведомо неэффективной законодательной конструкции, которая будет нуждаться в постоянных исправлениях и уточнениях. Элементы такой конструкции будут взаимоисключать друг друга, и она будет не способна функционировать сама по себе, будет постоянно нуждаться в ручном управлении. Между тем, сегодня как никогда нужна четкая, внятная и последовательная система, которая могла бы регулировать и направлять развитие отечественного образования на многие годы вперед.
В связи со сказанным, мы требуем:
1. фундаментально переработать законопроект "Об образовании в Российской Федерации" с учётом всех высказанных замечаний, предложений и дополнений, высказанных российским союзом ректоров, профсоюзом работников образования и науки РФ, педагогическими коллектива и общественными организациями;
2. при переработке законопроекта взять за основу альтернативный законопроект, разработанный общественным движением "Образование – для всех" под руководством О.Н. Смолина, заместителя председателя комитета Государственной Думы по образованию, профессора, д.ф.н., члена – корреспондента РАО, президента российского общества "Знание";
3. признать качество подготовки стандарта среднего (полного) образования неудовлетворительным и потребовать его существенного изменения;
4. остановить процедуру принятия стандарта среднего (полного) образования до момента выработки приемлемой процедуры, обеспечивающей утверждение только профессионально подготовленных и прошедших профессиональную и общественную экспертизу школьных стандартов;
5. новые проекты стандартов школьного образования разработать на основе двухэтапного конкурса: конкурса концепций и конкурса проектов стандартов образования;
6. довести содержание данного Обращения до сведения главы администрации Алтайского края, депутатов АКЗС, депутатов Государственной думы и членов Общественной палаты Российской Федерации, а также Общественной палаты Алтайского края, родительской и педагогической общественности Алтайского края;
7. направить Обращение Клуба профессоров Алтайского края в Государственную Думу, Федеральное Собрание Российской Федерации, в Министерство образования и науки Российской Федерации.
в новости использована иллюстрация с сайта dip-tut.ru
Читайте полную версию на сайте
Предлагаем читателям ИА "Амител" с ним ознакомиться:
Открытое обращение О проекте федерального закона "Об образовании"
и проекте Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования
Клуб профессоров Алтайского края присоединяется к решению расширенного заседания комиссии Общественной палаты Алтайского края по образованию, культуре и делам молодёжи от 27 января 2011г. и выражает протест против утверждения правительственного проекта закона "Об образовании".
Мы полагаем, что предложенная в законопроекте концепция устройства российского образования не имеет направленности на решение стратегической задачи – поднятия уровня качества образования и сохранения его доступности. Прежде всего, принятие данного закона влечет за собой дискриминацию по социальному признаку. Все имеющиеся лучшие ресурсы образования будут доступны лишь детям из семей с очень высоким уровнем доходов, в силу закрепления нормативно-подушевого финансирования средней школы. Принцип "деньги следуют за учеником" в условиях России приведет к фактическому уничтожению образования в огромном числе малонаселенных пунктов, где, тем не менее, сосредоточено основное население страны. Этот процесс уже идет: с 2000 по 2010 год в России было фактически уничтожены более 18 тысяч школ.
Вызывает серьезные опасения и то обстоятельство, что проект Закона "Об образовании" не обеспечивает конституционных гарантий доступности высшего профессионального образования при разделении его на два уровня – бакалавриат и магистратуру. В частности, отсутствует законодательно закрепленное предельное соотношение объемов набора на тот и другой уровни высшего профессионального образования, что может привести к фактической платности магистратуры. Введение бакалавриата сопровождается значительным сокращением учебного времени на изучение многих важных дисциплин, в том числе дисциплин специализации. Это приведет к тому, что большинство бакалавров получит неполноценное высшее образование, недостаточное для успешной профессиональной деятельности.
Сегодня в стране около 600 государственных вузов с федеральным управлением и финансированием. Однако в статьях 133 и 135 напрямую указано, что в ведении РФ остаются лишь три категории: 1) Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет; 2) федеральные университеты; 3) национальные исследовательские университеты с общим числом конкретных вузов около полусотни. Отсюда следует, что подавляющее число нынешних государственных вузов предоставлены самим себе, так как в законе ничего говорится об ответственности региональных и местных властей. В итоге нынешние государственные вузы после некоторого периода стагнации и деградации могут прекратить свое существование или трансформироваться в коммерческие "конторы по продаже вузовских дипломов". Единая государственная система высшего образования, составлявшая гордость страны, авторитетная во всем мире, окажется уничтоженной.
Другим значительным недостатком законопроекта об образовании является неурегулированность и ограниченность социального и профессионального статуса педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Мы выражаем протест против утверждения проекта стандарта среднего (полного) образования (для старших классов), разработанного под руководством Л. Кезиной и А. Кондакова. Данный проект не проходил обсуждение общественности, он является результатом работы узкой группы чиновников. Проект предполагает сокращение количества обязательных для изучения предметов под предлогом необходимости усиления патриотического воспитания. Но, во-первых, противопоставление обучения и воспитания является в корне ложным, во-вторых, необязательность изучения базовых дисциплин предельно понизит общий уровень знаний российских школьников.
Кроме того, концептуальная эклектичность проекта закона "Об образовании" и проекта стандарта среднего (полного) образования приведет к созданию заведомо неэффективной законодательной конструкции, которая будет нуждаться в постоянных исправлениях и уточнениях. Элементы такой конструкции будут взаимоисключать друг друга, и она будет не способна функционировать сама по себе, будет постоянно нуждаться в ручном управлении. Между тем, сегодня как никогда нужна четкая, внятная и последовательная система, которая могла бы регулировать и направлять развитие отечественного образования на многие годы вперед.
В связи со сказанным, мы требуем:
1. фундаментально переработать законопроект "Об образовании в Российской Федерации" с учётом всех высказанных замечаний, предложений и дополнений, высказанных российским союзом ректоров, профсоюзом работников образования и науки РФ, педагогическими коллектива и общественными организациями;
2. при переработке законопроекта взять за основу альтернативный законопроект, разработанный общественным движением "Образование – для всех" под руководством О.Н. Смолина, заместителя председателя комитета Государственной Думы по образованию, профессора, д.ф.н., члена – корреспондента РАО, президента российского общества "Знание";
3. признать качество подготовки стандарта среднего (полного) образования неудовлетворительным и потребовать его существенного изменения;
4. остановить процедуру принятия стандарта среднего (полного) образования до момента выработки приемлемой процедуры, обеспечивающей утверждение только профессионально подготовленных и прошедших профессиональную и общественную экспертизу школьных стандартов;
5. новые проекты стандартов школьного образования разработать на основе двухэтапного конкурса: конкурса концепций и конкурса проектов стандартов образования;
6. довести содержание данного Обращения до сведения главы администрации Алтайского края, депутатов АКЗС, депутатов Государственной думы и членов Общественной палаты Российской Федерации, а также Общественной палаты Алтайского края, родительской и педагогической общественности Алтайского края;
7. направить Обращение Клуба профессоров Алтайского края в Государственную Думу, Федеральное Собрание Российской Федерации, в Министерство образования и науки Российской Федерации.
в новости использована иллюстрация с сайта dip-tut.ru