Ни дать, ни взять, ни передать

о введении стократного сумме взятки штрафа для коррупционеров
Общественность неоднозначно восприняла внесенный накануне, 16 февраля, в Госдуму Президентом РФ Дмитрием Медведевым законопроект,  о введении стократного сумме взятки штрафа для коррупционеров  — для тех, кто взятку дал, получил или был посредником. Высокопоставленных коррупционеров-чиновников это не испугает, - считают эксперты.

Как пишет gazeta.ru , идею крупных кратных штрафов за взяточничество Дмитрий Медведев впервые озвучил в своем послании Федеральному собранию осенью 2010 года. Президент заявил, что "даже угроза лишения свободы до 12 лет не удерживает взяточников" и что "в ряде случаев экономические меры в виде штрафов могут быть более продуктивны". Предложение ввести стократный взятке штраф было встречено аплодисментами, как и инициатива приравнять посредничество к самому взяточничеству.

Размер штрафа будет зависеть от размера полученной взятки — их в зависимости от суммы президент предлагает поделить на четыре типа.

За "простую" взятку до 25 тысяч рублей предлагается 25—50-кратный штраф или лишение свободы на те же три года. Взятку от 25 до 150 тысяч президент предлагает считать уже "значительной", штраф 30—60-кратный или лишение свободы до шести лет. За "крупную" взятку, от 150 тысяч до 1 млн рублей, предлагается штрафовать в 70—90-кратном размере или сажать на 7—12 лет. Наконец, за "особо крупную" взятку, более 1 млн рублей, предлагается тот самый стократный штраф и от 8 до 15 лет лишения свободы. Максимальный штраф — 500 млн рублей — соответственно, за взятку в 5—6,25 млн рублей (примерно 200 тысяч долларов). Ранее эксперты предполагали, что верхний порог будет ниже — 300 тысяч рублей.

В каждом случае коррупционер еще и лишается права занимать госдолжность на несколько лет. За дачу взятки иностранцу или представителю международной организации и за получение ими взяток законопроект предлагает ввести такую же ответственность, как и в отношении российских чиновников.

Еще одна новация — наказание не только тех, кто дал или получил взятку, но и тех, кто посредничал, например, передавал деньги или договаривался об этом. Наказание посредникам будет незначительно мягче — 20—90-кратный штраф в зависимости от размера взятки и до 12 лет лишения свободы. Раньше посредничество вовсе не упоминалось в Уголовном кодексе.

"Это существенный шаг вперед в борьбе с коррупцией, — считает глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. — По текущему законодательству у взяточника, даже если его поймали на получении взятки, сохраняются все материальные выгоды от ее получения. Устранение этого пробела станет неплохим дестимулирующим моментом". А наказание посредников — это удар по самому защищенному раньше звену коррупционной цепочки, полагает Плигин.

Законопроект будет принят в Госдуме "на ура", уверен председатель комиссии Госдумы по противодействию коррупции, член комитета по безопасности единоросс Алексей Волков.

С депутатами солидарен замдиректора международной организации по мониторингу коррупции в разных странах мира Transparency International Russia Иван Ниненко: "Хорошо, что законопроект не остался одними только словами".

Вопросы у депутатов и представителей НКО по законопроекту Медведева возникают одинаковые — об эффективности закона. В реальности подобные преступления раскрывают крайне редко: по словам Волкова, нераскрытыми и неизвестными остаются до 90% случаев коммерческого подкупа чиновников самого разного ранга. Ни один действительно высокопоставленный чиновник к ответственности за получение взятки привлечен не был.

По России, по данным первого замгенпрокурора Александра Буксмана, в прошлом году было возбуждено около 13 тысяч дел по взяткам. Ранее, по его словам, большинство таких дел было связано с "бытовыми" некрупными взятками — врачам, учителям, инспекторам ГИБДД, но в 2011 году на 14% увеличилось количество взяток суммой больше 150 тысяч рублей. В Москве, где сконцентрировано российское чиновничество, по данным Главного следственного управления Следственного комитета, средняя сумма взятки в 2010 году перевалила за полмиллиона рублей. Уголовные дела были возбуждены против 760 взяточников.

Коррупционные преступления сложно выявить, сложно доказать, а сообщения о вымогательстве взятки редки, сетует Волков: ни один из участников такого преступления, как правило, не заинтересован в огласке. Значительное число взяток дается за получение разрешения от чиновника, и взяточники не спешат заявлять о вымогательстве, опасаясь, что и высокопоставленный коррупционер останется без наказания, и они не получат нужной бумаги.

Само по себе ужесточение наказания не решит проблемы, полагают эксперты. "Никого из серьезных коррупционеров не интересует, какие им грозят штрафы или сроки заключения, они чувствуют себя в безопасности до тех пор, пока не станут политическими врагами власти", — считает Ниненко.

Плигин согласен с ним в том, что необходим комплексный подход: "надо находить мотивированных сотрудников в правоохранительные органы, повышать кадровую конкуренцию в следственных органах и в прокуратуре". В противном случае "все ограничится показательным привлечением к ответственности пары сотрудников ГИБДД за продажу прав на вождение или чем-то подобным", полагает Ниненко.
Читайте полную версию на сайте