"Итожа": все эти страшилки об отмене обязательного изучения русского и математики относятся отнюдь не к Закону
1 февраля завершилось обсуждение проекта федерального закона "Об образовании". На официальный сайт поступило около двух тысяч поправок и замечаний. Во время обсуждений в регионах (в том числе и на Алтае) вокруг проекта кипели нешуточные страсти. В целом общественность отнеслась к будущему закону негативно, кто-то даже предложил переименовать его в "Закон об убийстве образования".
"Тут надо понимать что, критики часто путают два документа: сам закон и Проект федерального образовательного стандарта. Все эти страшилки об отмене обязательного изучения русского и математики относятся отнюдь не к Закону, который, как и положено, касается только образовательной стратегии. Его проект мало кем был прочитан, хотя и легко доступен в Интернете — все-таки это почти 2 сотни страниц мелким шрифтом... Так стоит ли хватать по верхам?
Конечно, проект далеко не идеален — но разве идеален был его предшественник, закон 1996 года? А ситуация в образовании разве не требует срочных изменений к лучшему? Уж если критиковать новый закон, то за дело", - отмечает Михаил Гундарин.
Специалисты критикуют проект закона за то, что он недостаточно учитывает современную социальную специфику, базируясь на административной, а не гражданско-договорнйо основе. Проект закона недостаточно радикально обновляет существующую образовательную систему. Кроме того, в нем, по мнению критиков, не прописаны механизмы реализации многих положений, что создает возможности злоупотреблений "на местах".
"Вот это, как мне кажется, справедливо. Ведь у нас в стране самый замечательный закон по дороге
А вот проект федерального образовательного стандарта, действительно, на мой взгляд, дает много поводов для сомнений в его адекватности. Хотя и его часто критикуют, не разобравшись. Главный принцип новых стандартов - возможность выбирать, какие предметы старшеклассник будет изучать на минимальном уровне, а какие более серьезно и основательно — весьма справедлив. Причем, по уверениям разработчиков, и русский, и литература, и математика останутся в программе в любом случае", - говорит автор программы "Итожа".
Количество предметов в старших классах сократится почти в 2 раза. Согласно проекту стандарта, предметы по выбору займут 60% образовательного времени. Оставшиеся 40% будут посвящены изучению ОБЖ, "патриотического курса" "России в мире" и физкультуры. Главные вопросы вызвает номенклатура предметов и принципы их выбора старшеклассниками. Настоящим жупелом стало увеличение часов на физкультуру, которое идет уже сегодня.
Ученик средней школы Барнаула: "А мне физкультура нравится больше, чем русский, там сидишь что-то, пишешь..."
"Между прочим, физкультурный уклон вызвал сомнения и у самого премьер-министра Владимира Путина, который заявил на днях: "Вы знаете, как я люблю спорт и физкультуру, но если ваши эксперты решили сделать физкультуру единственным обязательным предметом, то, мне кажется, они перестарались". Кстати, отмечу, что в действие стандарт будет введен отнюдь не завтра, а к 2020 году...
В общем, на мой взгляд, оба документа имеют и плюсы и минусы, и в целом заслуживают более толкового и беспристрастного обсуждения, чем идет во многих случая. Другое дело, когда желающим обсудить их просто не дают высказаться — как это произошло на неделе во время официального обсуждения обарзовательных документов в Барнауле", - говорит Михаил Гундарин.
Юрий Гальченко: Мне не дали высказаться, и никому не дали...
"Итожа, замечу. И Закон об образовании, и Федеральный стандарт пока остаются на уровне проектов, скорее всего, они будут изменены — раз уж первые люди государства говорят об этом. Кстати, вносить предложения по проектам призвал общественность сам Дмитрий Медведев. В такой ситуации не давать слова всем желающим внести свои предложения, не просто неэтично, но и как-то глупо...", - резюмирует Михаил Гундарин.