Дмитрий Негреев: «Когда в 1992 году Борис Ельцин приехал в Алтайский край, он решил три проблемы региона»
- После смерти Ельцина и после того, как он перестал быть президентом
России, прошло не так много времени по историческим меркам. Поэтому еще
очень сложно дать его (Ельцина) деятельности серьезную объективную
оценку. Безусловно, как любая политическая фигура такого масштаба, как
руководитель такой большой страны, он был неоднозначен и в его
деятельности были как плюсы, так и минусы. Он сделал много полезного и, в
то же время, наверное, совершил много различных ошибок и в политике, и в
экономике. Но, я думаю, в мире нет и не было таких глав государств, за
исключением может быть лидеров каких-нибудь фашистских режимов, которых
можно было бы однозначно оценивать либо только со знаком плюс, либо
только со знаком минус.
В адрес Ельцина и в 90-е годы, и сейчас, звучит очень много неоправданной критики. Она фактически сводится к обвинениям в развале страны. Его обвиняют во всех тех проблемах, которые были в 90-е годы, и сейчас есть в России. Я считаю, что это совершенно неправильно. Если все хорошо в стране – это не заслуга одного человека. Если в ней все плохо – то это тоже не вина одного человека, здесь целый комплекс причин. Перестройку в СССР начал не Ельцин, а Михаил Горбачев. Все те реформы, и в политической, и в экономической сфере, которые проходили в СССР еще в 85-86 годах, тоже были начаты не Ельциным, а Горбачевым. И фактически в 1991 году, когда Ельцин стал президентом, Россия ему, если можно так говорить, досталась такой, какой она была. Вся страна в то время была в очень больших проблемах, и их нужно было решать.
Многие говорят о том, что он неправильно проводил экономические реформы, что нужно было развивать экономику по "китайскому пути", проводить реформы так, как они проводились в Китае. Может быть и нужно было их так проводить, только явно не в 91-м году. Нужно было начинать это делать, наверное, в 70-х годах, когда была дорогая нефть, когда у СССР были средства, когда и КПСС и государство все контролировали. В 1991 году, когда Ельцин стал президентом, и когда через несколько месяцев развалился Советский Союз, это сделать было невозможно. Партия тогда уже ничего не контролировала, и проводить такие вот медленные, планомерные, очень хорошо выверенные реформы было просто уже нельзя, потому что для этого не было никакого административного ресурса.
Хочется сказать, что оценить Ельцина в масштабах страны сегодня невозможно, так как прошло слишком мало времени. Но переоценить ту роль, которую он сыграл для Алтайского края очень сложно. Потому что, когда в 92-м году Ельцин приехал в Барнаул, он решил три проблемы Алтайского края, которые до этого очень долгие годы не решались.
Первая проблема – это газификация края природным газом. Эта проблема стала разрабатываться еще за несколько десятилетий до его приезда. Были разные проекты, но на практике ничего не осуществлялось. И, когда Ельцин подписал соответствующие документы, находясь в Барнауле, после этого началось строительство газопровода Новосибирск-Барнаул. В 1995 году в Барнаул пришел природный газ. До сих пор та газификация, которая сейчас в крае происходит, в одни годы быстрее, в другие медленнее, ведется только потому, что в 92-м Ельцин принял такое решение и его удалось осуществить.
Вторая проблема, которая была решена, это так называемая семипалатинская программа. То есть, ликвидация последствий, вызванных ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне. После взрывов на полигоне прошло очень много времени, те люди, которые пострадали тогда от непосредственного облучения, уже давно умерли. Но остались потомки этих людей, на здоровье которых все это отразилось. Ельцин также подписал необходимые документы. Эта программа стала в 90-е годы крупнейшей инвестиционной программой в крае. По ней было построено несколько сотен медицинских и социальных учреждений. Строились диагностические центры, больницы, поликлиники, и так далее. Для края это, особенно в 90-е годы, когда денег не было, играло огромную роль. И фактически весь строительный комплекс края в то время жил за счет семипалатинской программы, потому что эти объекты строились.
И третий, очень важный момент – это мост через Обь в Барнауле. Решения о его строительстве принимались еще в 80-е годы. Оно даже начиналось. Но потом, в начале 90-х годов, когда государство перестало выделять деньги, все остановилось. А мост был жизненно необходим Барнаулу, потому что город стоит на Оби и одного, совмещенного с железнодорожным, моста, было мало. Город просто задыхался. Я помню, когда летом там в выходные дни стояли пробки, и выехать из города, и въехать было невозможно. Ельцин также подписал соответствующие распоряжение, начали выделять деньги. В 1997 году этот мост достроили и сдали.
Для Алтайского края и для Барнаула эти три решения сыграли очень большую роль. Сейчас уже многие забыли, но, на самом деле в то время, в 90-е годы, это было очень важно. А вот такие программы, как семипалатинская и по газификации, они до сих пор существуют. И надо помнить, что, если бы не тот приезд Ельцина и не те решения, которые он тогда принял и подписал, этих программ просто бы не было. Край стал бы развиваться совершенно по-другому. Семипалатинская программа – это не только строительство каких-нибудь центральных районных больниц, но это и высокие медицинские технологии. Допустим, диагностический центр, который в Барнауле существует с 90-х годов. Это был первый центр высоких медицинских технологий в крае, где появилось современное по тому времени диагностическое оборудование. И появилось именно благодаря семипалатинской программе.