«СМС на миллион»: оператора сотовой связи уличили в незаконных рекламных SMS-рассылках
Арбитражный суд признал ОАО "Вымпел-Коммуникации" (торговая марка
"Билайн") нарушителем законодательства о рекламе. Игнорируя права
абонентов и без их согласия, компания организовала рассылку
SMS-сообщений с предложением принять участие в сомнительной лотерее ("СМС на миллион").Об этом сообщает "Фонтанка.ру ".
Расследование против входящего в "большую тройку" оператора мобильной связи и его партнера – ООО "Руми", было начато Федеральной антимонопольной службой по заявлению одного из абонентов. Выяснилось, что по сети проводилась рассылка приглашений к участию в стимулирующей лотерее – пославшему ответную "эсэмэску" (зачастую платную по особой цене) абоненту обещали возможность выиграть миллионы рублей, подарки и т.д.
Антимонопольная служба признала такую рассылку рекламной и обнаружила в ней сразу несколько нарушений закона. Во-первых, в сообщениях отсутствовала обязательная информация – сроки проведения стимулирующей лотереи, источник информации об ее организаторе, о правилах проведения, а также о количестве призов или выигрышей по результатам лотереи, сроках, месте и порядке их получения.
Во-вторых, компании не представили доказательств получения предварительного согласия абонентов на распространение рекламы. Тогда как закон разрешает любые рассылки только при наличии четко выраженного желания адресатов. В рамках заключенного между оператором связи и ООО "Руми" договора, последнему был предоставлен корпоративный SMS-сервис для рассылки сообщений абонентам без их предварительного запроса. Этой компании "Билайн" также передал права на использование своего товарного знака и короткие номера отправителя.
Признав обе компании нарушителями, антимонопольная служба наложила на них административные штрафы. Не согласившись с решением надзорного органа, ОАО "Вымпел-Коммуникации" обратилось в арбитражный суд. Оператор связи "сваливал" вину на своего партнера – именно ООО "Руми", по утверждению юристов сотовой компании, является рекламораспространителем стимулирующей лотереи, поскольку осуществляло технически и фактически формирование SMS-сообщений и их рассылку. Кроме того, абоненты, обратившись к организатору лотереи, вправе были требовать прекращения распространения рекламы.
Суд отверг эти доводы: "ОАО "ВымпелКом" в рамках заключенных соглашений осуществило фактическое доведение сведений о проведении стимулирующей лотереи до сведения потребителей, то есть являлось рекламораспространителем", – заключил арбитражный суд. К такому же выводу пришла апелляционная инстанция – 19 января решение вступило в законную силу.
Напомним, что в действующим типовом договоре "Билайн", который распространяется на всех абонентов, предусмотрено безусловное их согласие на получение распространяемой по сетям связи рекламной информации. "Несогласные" клиенты должны подать специальное заявление или позвонить в call-центр компании. Аналогичную политику проводят и другие операторы "большой тройки".