Сегодня вступил в силу Закон «О Следственном комитете РФ»
Причем, без всякого шума и пыли и без каких-либо публичных обсуждений. Президент сначала издал Указ о создании Следственного Комитета РФ (СК) на базе Следственного Комитета при прокуратуре, а потом соответствующий законопроект был внесен в Госдуму и утвержден парламентариями. В нынешнюю субботу, 15 января, новый Федеральный закон (ФЗ) "О Следственном Комитете РФ" вступает в силу.
"Перлы чистили, не оглядываясь на фракции"
Впрочем, "без шума и пыли" в нашем случае вовсе не означает, что парламентарии просто провели предложенный им законопроект "на ура".
Депутат Госдумы Александр Гуров вспоминает:
- Когда проект поступил в Госдуму, я прочитал его, и он мне в целом понравился, но там присутствовали такие перлы ― хоть святых выноси. Там даже не было ссылки, что СК действует на основе Конституции. То есть, работаем, ребята, как Бог на душу положит. Там не было определено и место в системе органов правоохранительных. И это еще не самое страшное. В одном из положений, которые определяют права и обязанности сотрудников СК, говорилось, что следователь, предъявив личное удостоверение, может зайти в любое здание и помещение, вне зависимости от формы собственности, и истребовать любые документы. Это что такое? Он приходит в банк, в милицию, берет самые секретные документы. Что называется, да хоть с похмелья встанет, пару стаканов опрокинет ― и вперед?
В законе о полиции говорилось, например, что сотрудник может проникать в помещения, на там конкретно прописали, в каких конкретных случаях он имеет на это право. И там такой шум поднялся. А тут без каких-либо оснований. А надо было всего-навсего написать, что в рамках расследуемого уголовного дела, в связи со служебной необходимостью.
Когда мы попытались возражать, то вразумительного ответа ни от кого не получили. И мы, группа депутатов: я, Хинштейн, Гудков, от КПРФ представитель - вынуждены были создать межфракционную группу, чтобы привести законопроект в нормальное правовое русло. Тем более, что закон поступил от имени президента, пусть и понятно, что не он сам пишет, но все равно он должен быть вычищен. И вы знаете, как это ни удивительно, но практически все наши поправки были приняты.
Геннадий Гудков, депутат Госдумы:
- С учетом того, что у нас теперь два ведомства вместо одного, сочетавшего в себе и надзор и следствие, мы пришли к выводу, что прокурорский надзор должен быть достаточно полномочным. Мы решили, что необходимо убрать чрезмерные полномочия Следственного Комитета, сделать их в рамках УК и УПК. Хотя бы поставить под контроль прокуратуры, потому что иначе структура осталась бы абсолютно бесконтрольной. Следующий шаг ― это парламентский контроль. И в этом отношении будем работать и дальше. Чтобы не было бесконтрольных монстров, обладающих гиперполномочиями. Сегодня у нас нет такого гипермонстра, который командовал бы всеми, и это хорошо. Поскольку мы знаем на примере нашей истории, во что это обычно преобразуется спустя какое-то время.
С депутатами согласен и руководитель управления взаимодействия со СМИ Следственного Комитета Владимир Маркин:
- Уточнены полномочия руководителей следственных органов и следователей; расширены полномочия прокурора по усилению надзора за следствием, что делает надзор более принципиальным, а прокуроры в свою очередь лишаются административного воздействия на следователей. Таким образом, повышается независимость следователей. Все эти изменения дают основания полагать, что повыситься степень защищенности конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве.
"Закон есть закон, и его надо исполнять"
Возникает логический вопрос, зачем вообще понадобилось такое расчленение, и что это даст нам с вами обычным гражданам. Если новый СК ведет все те же дела, что и старый СКП, расследуя самые тяжкие преступления, коррупционные, например, и направленные против личности: убийства, изнасилования, преступления против беременных и несовершеннолетних, торговлю людьми, бандитизм, массовые беспорядки, вооруженный мятеж и так далее.
Александр Гуров:
- У прокуратуры было всегда свое следствие. Она вела дела на работников
милиции, на спецсубъектов. Самыми важными делами всегда занималось
следственное подразделение прокуратуры. Потом создали СКП. Все то же
самое, только назвали по-другому и изменили часть функций, в частности,
подчиненность. Пошла неразбериха, особенно на местах. Там, где прокурор с
руководителем следствия жили еще со старых времен душа в душу, там
вроде все было более-менее нормально. Там, где появлялся новый
начальник, там они начинали меряться, у кого больше, и получалось не
очень здорово, когда два органа собачились. И не только с
морально-этической точки зрения, но и по результатам борьбы с
преступностью.
И вот теперь логически разрешили ситуацию. Выделили Следственный комитет из прокуратуры и создали новое ведомство.
Я не хочу говорить о законе, плохо это или хорошо, потому что это
покажет практика, жизнь. Не будем сейчас гадать, что лучше, что хуже.
Закон есть закон, и его надо исполнять. Свершилось.
А что изменится в работе самого СК, или новое ведомство опять наплодит новых генералов?
Владимир Маркин:
- Не только меняется название должностей, но и появляются новые должности, например, следователи по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации (чего раньше не было), количество которых регламентировано. Они будут расследовать самые сложные и резонансные преступления. Практически, это будет элита Следственного комитета. В советские времена такие следователи были при Генеральном прокуроре СССР. Тогда их было 8, в Следственном комитете их будет 22. Численность же Следственного комитета в меньшую сторону измениться не может, поскольку работа прибавляется, подследственность увеличивается. Могу только сказать, что генеральских должностей в Следственном комитете меньше, чем было в СКП РФ.
"Еще вопрос, как бы шло следствие в Кущевке, если бы СК не развязали руки"
Александр Гуров:
То, что мы сегодня наблюдаем, говорит в пользу принятого решения о разделении СК и прокуратуры. Произошла история в Кущевке. Там однозначно замешана прокуратура, органы милиции, местные власти. Представьте себе, если бы следствие, как раньше, подчинялось прокуратуре, (а там ведь до сих пор прокурора не сняли), кто и как стал бы это все там расследовать. Краснодарский, Ставропольский и прочие те края всегда были у нас на особом специфическом счету.
А сейчас ― поехал Бастрыкин. И дело началось. Потому что он возглавляет
службу, подчиняющуюся президенту, наделенную правами и независимую от
других структур правоохранительной системы. И он решает эти вопросы. И
даже прокуроры не вправе ни указать, ни даже вмешаться. Прокурор может
не согласиться с обвинительным заключением, опротестовать через суд
незаконные действия, но это все потом. Бастрыкин на данном этапе ―
единственный из руководителей правоохранительных структур, кто поехал
туда, и после этого люди заговорили, появились заявления, а ведь до того
все боялись.
А потом он поехал в Гусь-Хрустальный. Если бы не Бастрыкин, там бы все
придавили своими силами, и все опять стало бы о`кей. Но Бастрыкин опять
инициировал настоящее расследование. А по прежним порядкам ему надо было
бы испрашивать санкции прокурора. Так что эта свобода действий в рамках
закона ― она исключительно позитивна пока, с моей точки зрения.
Я думаю, что его примеру надо последовать и другим руководителям
правоохранительных структур: и прокуратуры, и МВД, и так далее.
Кстати, и с подследственностью в свете последних событий и усиления
борьбы с коррупцией в ближайшее время произойдут кое-какие изменения.
Владимир Маркин:
Что же, остается только ждать, чем новая реформа обернется в жизни. И действительно ли у нас станет меньше поводов для критики следственных органов.