Александр Пузиков увлёк моделированием ракет около тысячи юных бийчан
Время, когда многие мечтали стать космонавтами, к сожалению, ушло. Сейчас молодежь больше стремится приобрести доходные, земные специальности. Но мечты о космосе по-прежнему живут в юных душах. Александр Пузиков вот уже почти два десятилетия помогает бийским детям осуществлять их. Правда, полеты – непилотируемые, и не в космос пока улетают сработанные руками ребят изделия, а просто в небо, на полторы-две сотни метров.
Фантастика – наяву
Бийский энтузиаст ракетомодельного спорта Александр Пузиков родился через шесть лет после того, как Юрий Гагарин преодолел земное притяжение. Окончил Бийский педагогический институт, отслужил в армии. С детства посещал кружок космического моделирования Александра Ченцова – строил модели межпланетных станций. В 1988 году, став руководителем ракетомодельных клубов – на станции юных техников "Союз" и в муниципальном центре "Родина" Дома технического творчества имени Якова Савченко, принял по акту две коробки крохотных модельных двигателей да кое-какие инструменты и материалы. А уже через год его воспитанники заняли три из четырех первых мест на первых краевых соревнованиях по ракетомодельному спорту. В ту пору подобные клубы и кружки работали в Алейске, Барнауле, Рубцовске, Славгороде, Яровом, Михайловском, краевые соревнования собирали более десяти команд. А сейчас на Алтае они действуют лишь в Бийске и Быстром Истоке. Кружков ракетостроителей нет даже в таких крупных городах Сибири, как Новосибирск или Томск.
Почему? Из-за мизерных зарплат не находится руководителей. Один из воспитанников Александра Валентиновича несколько лет назад взялся вести авиамодельный кружок. Но быстро "срезался": говорит – не могу, надо кормить семью. Иногда и Пузикова так давит нужда, что подумывает об уходе. Но разве рубль сможет заменить искорки в глазах ребят, мечтающих о покорении галактик?! Да и сам за все эти годы не потерял интереса к делу, которым занимается.
Пирамида Пузикова
Сколько за 18 лет работы подготовил воспитанников? "Около тысячи", - говорит. Ребята – разные по возрасту, интересам, темпераменту. Кто-то пришел в клуб научиться стучать молотком, работать рубанком или штангенциркулем, читать чертежи, владеть немудреными инструментами, а кто-то стремится стать чемпионом страны.
Несколько десятилетий назад многие ребята мечтали попасть в отряд космонавтов. Сейчас такой устремлённости нет. Но есть политехнизм образования. Многие выпускники клубов, которыми руководит Пузиков, свои взрослые жизни так или иначе связали с техникой.
Руководитель клуба почувствовал себя полноценным педагогом после того, как его поблагодарили родители юноши, который стал… столяром. А что?! Отличная рабочая профессия, азы которой парень освоил в кружке и которая теперь кормит его самого, а в перспективе – и его семью. Вот и разберись, какая работа педагога весомей: воспитать чемпиона или научить "криворукого" Диму держать молоток?!
В ракетомодельный клуб приходят многие, а остаются те, кто по-настоящему заболел этой темой. По большому счету и в школе учитель работает для одного-трех-пяти человек, которые искренне увлечены его предметом.
Клуб же – дело добровольное. Причем не только для детей. Ракетомоделированием на полном серьёзе занимаются и взрослые люди, прошедшие в детстве через горнило технических кружков.
Труд руководителя клуба напоминает возведение некой пирамиды с широким основанием и острой вершиной, на которую поднимаются единицы фанатиков. Хорошо что сотни ребят прошли через занятия. Отлично, что его бывший воспитанник Дмитрий Бровин, инженер "Сибприбормаша", в 2009 году стал чемпионом России. Вместе с ним Александр Пузиков и руководитель ракетомодельного кружка из Быстрого Истока Павел Ильиных заняли весь пьедестал почета на чемпионате страны. В минувшем 2010-м Александр Валентинович признан лучшим тренером. Словом, построил-таки он свою "пирамиду".
Школа высоколобых
Казалось бы, понятно: если цивилизация идет по технократическому пути, должны быть Королёвы, Калашниковы, Сахаровы. Был Сергей Павлович Королёв – и семимильными шагами осваивался космос. А у нас почему-то больше славят артистов, спортсменов, фотомоделей да светских львиц. Александр Валентинович ничего не имеет против эстрадных исполнителей или боксёров, но считает: в век высоких технологий акценты должны быть иными.
Если Россия сейчас тратит на образование 3,5 процента бюджета, а Южная Корея – 22, то как догнать интеллектуально продвинутые страны.
Прежде на собеседовании при поступлении в Московский авиа-ционный институт или в НПО "Энергия" отдавали предпочтение тем, кто занимался авиа- или ракетомодельным спортом. Чего ждать от студентов, в детстве не разбиравших машинки и не знающих, как работает редуктор?
Воспитанники Пузикова почти всё делают сами. Кстати, иные из моделей ракет больше смахивают на самолеты. Это – ракетопланы. У некоторых в полете разворачиваются и сворачиваются крылья.
Оригиналы и копии
Российские спортсмены, создающие действующие модели, достигли высокого мастерства при копировании не только ракет, но и другой техники. Александр Валентинович рассказал, как на выставке моделей танков представители некоторых стран покинули павильон, даже не распаковав чемоданы – нечего показывать. Россияне сегодня – первые в мире. Правда, спортсмены шутят: до тех пор, пока этим не занялись китайцы.
На российские модели на международных соревнованиях поначалу смотрели с удивлением: "это не может летать", а потом еще более удивленно – когда проигрывали нашим спортсменам. У американцев порой в десятки раз мощнее двигатели, но изобретательные россияне научились побеждать и их.
За "живые" деньги бийчане стараются покупать лишь двигатели. С "сердцем" модели ситуация такова: если их собирать самим, то надо заниматься только этим.
Приобретение двигателей – главная статья расходов, если, конечно, не считать средств, необходимых для участия в соревнованиях. К счастью, выручают спонсоры. Чаще всего помогают крупные бийские предприятия – ФНПЦ "Алтай", Институт проблем химико-энергетических технологий, их известные на всю страну руководители академик РАН Геннадий Сакович, Александр Жарков и Сергей Сысолятин.
Бийские ребята под руководством Александра Пузикова запускают модели, каких нет нигде в России. Ракеты делают из доступных материалов. Поэтому они создаются быстрее. Остается и зрелищность, без которой немыслим данный вид спорта. В клубе Пузикова новички делают и запускают изделия в небо уже в первый год занятий, а не на третий, как это принято.
Зрители-болельщики всех нюансов, как правило, не схватывают. Это относится ко многим видам спорта, особенно сложным, будь то фигурное катание, фехтование или моделирование ракет. Победу, как правило, приносят филигранность и точность. А для ребенка важно, когда он быстро видит отдачу.
Разумеется, все заклепки, люки, крючки у моделей - как на реальных ракетах, которые копируются. И это необязательно советские или российские, могут быть и американские, и натовские ("Таурас-Томагавк", "Найк Геркулес"...), разных классов и номинаций.
Если ракета изготовлена из прессованного стеклотекстолита – моделисты ищут и находят подходящий материал. Максимально точно в уменьшенном виде воспроизводят оригинал. Из бумаги, пластика и бальзы – модельной древесины делают корпус, головной обтекатель и остальное. В ракетомодельном спорте, как и в реальной космонавтике, используют все виды аэродинамического торможения: парашют, крыло, ленту, винт. Дети под руководством педагога дотошно повторяют все, что есть на настоящей ракете. В том числе наносят термостойкую шпатлевку и покраску.
2011 год – особенный для всех, кто так или иначе связан с мечтой о Вселенной – Год космонавтики. Бийские ракетомоделисты хотят поучаствовать в ряде престижных соревнований. А главным днем, конечно же, станет 12 апреля, совпавшее с 10-летием "Кубка Савченко", который отметят запуском модели гагаринского космического корабля "Восток".