"Бить или не бить?": в Барнауле обсудили национальные традиции воспитания
Жестокое обращение с детьми в контексте социо-культурных стереотипов". Подробности ИА "Амител" сообщила сегодня специалист по связям с общественностью КГУСО "Краевой кризисный центр для мужчин" Лариса Головина.
Вместе с приглашенными экспертами журналистам было предложено обсудить корни происхождения жестокого обращения с детьми, как явления, имеющего катастрофические масштабы не только в нашей стране, но и в мире. Значимость проблемы в том, что понятие жестокого обращения содержит в себе не только явное физическое насилие, но и более тяжелое по своим последствиям психологическое насилие и пренебрежение нуждами ребенка. К тому же, его влияние распространяется в дальнейшем на всю судьбу человека, испытавшего жестокое обращение в детстве.
Так, Максим Костенко (канд. социол. наук, доцент, директор по развитию Национального Фонда защиты детей от жестокого обращения, консультант Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ, эксперт Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, г. Москва) отметил недостаточную нормативно-правовую проработанность проблемы жестокого обращения с детьми.
"Так сложилось, что самого понятия насилия и жестокого обращения с детьми в законодательстве не прописано, как не прописано и четких санкций за это. Единственная 156 статья Уголовного кодекса РФ так или иначе может привлечь взрослых людей к ответственности. А, например, в европейском законодательстве, закон о защите прав ребенка существует с 1972 года, когда его приняли в Швеции, а позже эта инициатива распространилась на другие европейские страны, пришла в Америку и Канаду. Наша же государственная машина только-только приступает к проработке этого вопроса, благодаря тому, что 2010 год в России объявлен премьер-министром В. Путиным годом общенациональной информационной компании против жестокого обращения с детьми. Уже существует ряд законопроектов, которые должны быть рассмотрены до конца текущего года. Несмотря на принятые меры, западные страны уверены, что эта проблема до сих пор не изжита, потому что насилие по отношению к детям слишком глубоко "сидит" в культуре разных народов, независимо от национальных традиций, вероисповедания и уж тем более, социально-экономических факторов, которые в нашей стране до сих пор принято ставить во главу угла. На самом, это самое глубокое заблуждение, будто в материально неблагополучных семьях к детям относятся более жестокого, чем в семьях состоятельных, многие исследования это опровергают. В нашей стране, существует "порочный круг жестокости", когда ребенок, выросший в семье, где жестокое обращение допускается, сам, вырастая, переносит его на своих детей, и так далее. Поэтому очень важно искоренять сами причины жестокого обращения и, конечно, на законодательном уровне ужесточать ответственность, прежде всего, родителей за такое отношение к своим детям".
Генрих Залевский (доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой генетической и клинической психологии Томского государственного университета, заслуженный деятель науки РФ, эксперт ВОЗ, член-корреспондент РАО, действительный член Академии социологических и педагогических наук, г. Томск) высказался по вопросу организации психологической помощи для работы по случаям жестокого обращения с детьми.
В частности, он отметил низкую эффективность внедренной когда-то системы, когда в каждом детском учреждении была ведена должность психолога, который в итоге нес ответственность за психологическое благополучие такого числа детей, которое он физически не может обслужить.
Генрих Владиславович привел пример Бельгии, где существуют те же самые проблемы, но они решаются несколько по-иному:
"Создается комплексный центр психологической, педагогической, медицинской поддержки, который носит статус областного или муниципального, то есть в его ведении находятся сразу несколько школ и он занимается их обслуживанием по конкретному запросу, не распыляясь. У нас это тоже можно ввести, можно даже оставить должность школьного психолога, раз уж она есть, только пусто он применяет принцип медиаторики – влияет на благополучие детей не напрямую, а опосредованно, через работу с учителями и родителями. Такая задача ему более по силам. Кстати, такие центры могут быть как государственными, так и частными".
Еще профессор Залевский подчеркнул, что современная школа становится для ребенка источником большого количества психологических травм, приводя в пример появление термина "невроз первоклассника", и подчеркнул, что перераспределение внимания в современном психолого-педагогическом сообществе не совсем правильное. Большее внимание уделяется проблеме подростков, которые на самом деле "родом из детства", то есть младшего школьного возраста, и именно работа с этим возрастом позволит избежать множества проблем в будущем.
Несколько слов о проблеме жестокого обращения высказал и присутствующий на пресс-конференции Bradley Janey, доктор философии, профессор кафедры психологии и консультирования университета Мэривуд, штат Пенсильвания, США. Он считает, что очень много проблем появляется именно в том случае, если семья не полная, особенно, когда в ней отсутствует отец. Поэтому работа с такими семьями должна иметь более просветительский характер. Членов семей необходимо учить правильно выстраивать взаимоотношения, чтобы они не потеряли гармоничности из-за перераспределения ролей в семье. Это сложная и кропотливая работа, подчеркнул Bradley Janey.
Изучением социо-культурных стереотипов в отношении жесткого обращения с детьми в нашем крае занимались представители АКОО "Молодые журналисты Алтая", в рамках своего проекта "Ремень не метод воспитания". Председатель этой общественной организации, Сергей Канарев поделился результатами проведенных фокус-групп.
"Наши испытуемые продемонстрировали полное отрицание наличия жестокого обращения в их семьях. Они уверены, что настоящая жестокость это то, что происходит в телевизоре, а когда они применяют физические наказания по отношению к своим детям – это воспитание. Другими словами, бить ребенка с любовью, значит действовать ему во благо. И это действительно вековые стереотипы, прочно укоренившиеся в сознании. Причины, которыми современные родители оправдывают проявление жестокости к детям носят как внешний характер – слишком много жестокости вокруг - , так и внутренний – слишком занятые зарабатыванием денег, они нечувствуют в себе сил на иные воспитательные меры. Другими словами проще шлепнуть, чем разговаривать".
Читайте полную версию на сайте
Вместе с приглашенными экспертами журналистам было предложено обсудить корни происхождения жестокого обращения с детьми, как явления, имеющего катастрофические масштабы не только в нашей стране, но и в мире. Значимость проблемы в том, что понятие жестокого обращения содержит в себе не только явное физическое насилие, но и более тяжелое по своим последствиям психологическое насилие и пренебрежение нуждами ребенка. К тому же, его влияние распространяется в дальнейшем на всю судьбу человека, испытавшего жестокое обращение в детстве.
Так, Максим Костенко (канд. социол. наук, доцент, директор по развитию Национального Фонда защиты детей от жестокого обращения, консультант Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ, эксперт Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, г. Москва) отметил недостаточную нормативно-правовую проработанность проблемы жестокого обращения с детьми.
"Так сложилось, что самого понятия насилия и жестокого обращения с детьми в законодательстве не прописано, как не прописано и четких санкций за это. Единственная 156 статья Уголовного кодекса РФ так или иначе может привлечь взрослых людей к ответственности. А, например, в европейском законодательстве, закон о защите прав ребенка существует с 1972 года, когда его приняли в Швеции, а позже эта инициатива распространилась на другие европейские страны, пришла в Америку и Канаду. Наша же государственная машина только-только приступает к проработке этого вопроса, благодаря тому, что 2010 год в России объявлен премьер-министром В. Путиным годом общенациональной информационной компании против жестокого обращения с детьми. Уже существует ряд законопроектов, которые должны быть рассмотрены до конца текущего года. Несмотря на принятые меры, западные страны уверены, что эта проблема до сих пор не изжита, потому что насилие по отношению к детям слишком глубоко "сидит" в культуре разных народов, независимо от национальных традиций, вероисповедания и уж тем более, социально-экономических факторов, которые в нашей стране до сих пор принято ставить во главу угла. На самом, это самое глубокое заблуждение, будто в материально неблагополучных семьях к детям относятся более жестокого, чем в семьях состоятельных, многие исследования это опровергают. В нашей стране, существует "порочный круг жестокости", когда ребенок, выросший в семье, где жестокое обращение допускается, сам, вырастая, переносит его на своих детей, и так далее. Поэтому очень важно искоренять сами причины жестокого обращения и, конечно, на законодательном уровне ужесточать ответственность, прежде всего, родителей за такое отношение к своим детям".
Генрих Залевский (доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой генетической и клинической психологии Томского государственного университета, заслуженный деятель науки РФ, эксперт ВОЗ, член-корреспондент РАО, действительный член Академии социологических и педагогических наук, г. Томск) высказался по вопросу организации психологической помощи для работы по случаям жестокого обращения с детьми.
В частности, он отметил низкую эффективность внедренной когда-то системы, когда в каждом детском учреждении была ведена должность психолога, который в итоге нес ответственность за психологическое благополучие такого числа детей, которое он физически не может обслужить.
Генрих Владиславович привел пример Бельгии, где существуют те же самые проблемы, но они решаются несколько по-иному:
"Создается комплексный центр психологической, педагогической, медицинской поддержки, который носит статус областного или муниципального, то есть в его ведении находятся сразу несколько школ и он занимается их обслуживанием по конкретному запросу, не распыляясь. У нас это тоже можно ввести, можно даже оставить должность школьного психолога, раз уж она есть, только пусто он применяет принцип медиаторики – влияет на благополучие детей не напрямую, а опосредованно, через работу с учителями и родителями. Такая задача ему более по силам. Кстати, такие центры могут быть как государственными, так и частными".
Еще профессор Залевский подчеркнул, что современная школа становится для ребенка источником большого количества психологических травм, приводя в пример появление термина "невроз первоклассника", и подчеркнул, что перераспределение внимания в современном психолого-педагогическом сообществе не совсем правильное. Большее внимание уделяется проблеме подростков, которые на самом деле "родом из детства", то есть младшего школьного возраста, и именно работа с этим возрастом позволит избежать множества проблем в будущем.
Несколько слов о проблеме жестокого обращения высказал и присутствующий на пресс-конференции Bradley Janey, доктор философии, профессор кафедры психологии и консультирования университета Мэривуд, штат Пенсильвания, США. Он считает, что очень много проблем появляется именно в том случае, если семья не полная, особенно, когда в ней отсутствует отец. Поэтому работа с такими семьями должна иметь более просветительский характер. Членов семей необходимо учить правильно выстраивать взаимоотношения, чтобы они не потеряли гармоничности из-за перераспределения ролей в семье. Это сложная и кропотливая работа, подчеркнул Bradley Janey.
Изучением социо-культурных стереотипов в отношении жесткого обращения с детьми в нашем крае занимались представители АКОО "Молодые журналисты Алтая", в рамках своего проекта "Ремень не метод воспитания". Председатель этой общественной организации, Сергей Канарев поделился результатами проведенных фокус-групп.
"Наши испытуемые продемонстрировали полное отрицание наличия жестокого обращения в их семьях. Они уверены, что настоящая жестокость это то, что происходит в телевизоре, а когда они применяют физические наказания по отношению к своим детям – это воспитание. Другими словами, бить ребенка с любовью, значит действовать ему во благо. И это действительно вековые стереотипы, прочно укоренившиеся в сознании. Причины, которыми современные родители оправдывают проявление жестокости к детям носят как внешний характер – слишком много жестокости вокруг - , так и внутренний – слишком занятые зарабатыванием денег, они нечувствуют в себе сил на иные воспитательные меры. Другими словами проще шлепнуть, чем разговаривать".