Регионы не понимают, почему должны платить «Ростелекому» десятки миллионов за электронные госуслуги
"Иначе, — заявил министр, ― мы будем в итоге иметь колье из 83 бусин, только в нем где-то будет жемчуг, а где-то ― стеклярус". В свою очередь, регионы выразили недоумение относительно цен "Ростелекома", в том числе на внедрение электронных госуслуг, которые уже и без того действуют. Подробности сообщает "Маркер ".
Как "Ростелеком" предлагает помочь регионам с "электронным правительством"
"Ростелеком"в 2009 г. назначен правительством РФ единым оператором инфраструктуры "электронного правительства" предлагает для внедрения в регионах госуслуг в электронном виде использовать так называемую инвестиционно-сервисную модель. В ее рамках "Ростелеком" берет на себя инвестиции в необходимую инфраструктурузащищенные линии связи, call-центры, центры обработки данных и унифицированные программные решения для электронных госуслуг. Затем компания планирует предоставлять эту инфраструктуру, ПО и услуги по их поддержке регионам.
Как сказал Алексей Нащекин, вице-президент "Ростелекома" по федеральным программам если бы каждый отдельный регион решил все делать самостоятельно, ему это обошлось бы в среднем в 150 млн руб. А предложения "Ростелекома" позволят регионам сэкономить не только деньги, но и время. Сам "Ростелеком" в 2010 г. уже вложил в создание инфраструктуры "электронного правительства" около 1 млрд руб., а до 2015 г. планирует направить на эти цели 5 млрд руб.
Что не устраивает регионы
Однако представители регионов на заседании совета заявили, что считают завышенной цену услуг "Ростелекома", требующего, по их словам, 1,5 млн руб. за техподдержку одной электронной госуслуги, которая оказывается в регионе. Учитывая, что таких услуг в каждом регионе несколько десятков, регионалы говорят, что для них это чересчур дорого. В частности, представитель Кемеровской области сообщил, что к ним пришло предложение Сибирского филиала "Ростелекома" заплатить 19,7 млн руб. за внедрение 11 электронных госуслуг. Непонятно, за что "Ростелеком" просит такие деньги, тем более что девять из этих услуг в области уже функционируют как электронные на областном портале госуслуг.
Нащекин, в свою очередь, назвал разговоры об этих 1,5 млн руб. "ерундой". Он пояснил, что, по приблизительным расчетам, плата с одного региона за использование пакетного предложения "Ростелекома" по техподдержке регионального "электронного правительства" должна составить в среднем 15 млн руб. в год — независимо от того, 11 или 100 госуслуг предоставляет регион с использованием предложений "Ростелекома". Конкретная сумма оплаты должна определяться совместно представителями каждого региона и "Ростелекома" исходя из местных условий и потребностей. Что касается кемеровского казуса, Нащекин пообещал разобраться с Сибирским филиалом компании, чтобы его сотрудники предоставляли детализированные предложения с указанием всех существенных параметров.
Представителей регионов это разъяснение пока удовлетворило, однако они попросили "Ростелеком" представить такие детализированные предложения не позднее, чем в течение двух недель. Иначе средства на финансирование сотрудничества с "Ростелекомом" не попадут в региональные бюджеты на 2011 г. и платить за его услуги по созданию "электронного правительства" будет нечем.
Регионы против ЛАНИТ
Кроме цен, в регионах есть и другие претензии к "Ростелекому" как единому оператору инфраструктуры "электронного правительства".
Например, выдвигаемые в качестве преимуществ услуг "Ростелекома" единые стандарты решений "электронного правительства" в регионах до сих пор не заметили. В частности, по словам регионалов, созданный компанией ЛАНИТ разработчик программного обеспечения и системный интегратор, субподрядчик "Ростелекома" интерфейс загрузки в единый интернет-портал госуслуг сведений о региональных госуслугах сделан так, что его формат не позволяет загружать в реестр портала эти услуги. Это, как считают регионалы, произошло потому, что ЛАНИТ разрабатывала интерфейс не на основе каких-либо стандартов, которых на самом деле нет, а так, как ей самой было удобно.
То же касается электронной цифровой подписи (ЭЦП), которая нужна, чтобы гражданин смог получить юридически значимый документ в результате обращения за госуслугой в электронном виде. Для этого необходимо, чтобы ЭЦП, выданная удостоверяющим центром одного ведомства, принималась и в других ведомствах, участвующих в обработке обращения гражданина за госуслугой. Сейчас этого нет. В ответ заместитель министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух заверил, что необходимый проект постановления правительства почти до конца согласован со всеми заинтересованными ведомствами и такое постановление может быть утверждено до 1 декабря.
Иллюстрация © Эдуард Катыхин, "Маркер"