С 2011 года на Алтае введут новый образовательный стандарт для начальной школы
Пока чиновники наверху обсуждают проект 83-го Федерального закона, "рядовые" родители беспокоятся. Еще бы, слухи о том, что школьное образование станет платным, активно муссируются. Говорят, что бесплатными останутся только русский и математика, что учеба в старших классах будет стоить баснословных денег… Чтобы подтвердить или опровергнуть эти пересуды, в пресс-центре "Комсомолки" собрались специалисты, чиновники и другие заинтересованные лица.
В гостях у "Комсомольской правды" побывали заместитель начальника Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Юрий АБДУЛЛАЕВ, заместитель директора по научно-методической работе школы № 22 Алексей ЩЕДРИН, адвокат Алтайской краевой коллегии адвокатов Игорь КОРШУНОВ, директор НОУ "Школа "Фриона" Дмитрий КОСТИН, заместитель директора по учебной работе НОУ "Школа "Фриона" Ольга ДЯДЮШЕНКО, директор НОУ "Лицей "Сузуки" Елена ШЕЛЕПОВА, председатель районной профсоюзной организации работников образования Ленинского района Людмила БОРИСЕНКО, Уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае Вадим ОВЧИННИКОВ.
В. Овчинников: - В истории нашего государства среднее образование стало бесплатным совсем недавно. Вроде только в 1957 году перестали платить за 9-10 классы. Мне кажется, нужно различать термин "преподавание" (оно, наверняка, останется бесплатным) и обеспечение процесса преподавания. Второе - платно. Посмотрите, кто-нибудь из родителей возмущается, когда нужно купить ребенку тетрадь? Или портфель? Это воспринимается как само собой разумеющееся. Здесь, по всей видимости, будут введены какие-то новые статьи расходов.
А. Щедрин: - Появилось много слухов о том, что оставят только обязательные предметы, которые будут финансироваться в рамках государственного заказа. Дескать, все остальные предметы родителям придется оплачивать. Однако если вчитаться в тексты этих документов, послушать выступления, то становится понятно, что преподавание останется бесплатным на том же уровне, что и сейчас. Суть нововведений - появление новых типов образовательных учреждений. Например, учреждения со статусом "автономное" получат большую экономическую свободу. А нынешний стандарт, или набор образовательных услуг, полностью сохраняется.
В. Овчинников: - Меня в этом законе беспокоит вот что. В Конституции сказано, что Российская Федерация устанавливает единые федеральные стандарты образования. Вот что самое главное! Какие это будут образовательные стандарты? Они могут быть согласованы по уровням между собой: начальное, среднее, профессиональное. Тогда школьники будут спокойно переходить с одного уровня образования на другой. Но ведь можно сделать эти стандарты и совершенно другими. Скажем, после получения полного среднего образования стандарт будет один, а при поступлении в вуз - совсем другой. Это означает, что эту разницу придется дополнять. И дополнять платно. И вот это родители чувствуют интуитивно. Отсюда слухи и паника.
Л. Борисенко: - Четыре школы в Барнауле уже работают по новому образовательному стандарту для начальной школы. С 2011 года этот стандарт будет введен во всех школах. И вроде до 2014 года должен быть проработан новый стандарт образования в среднем и старшем звене. Огромного различия там нет, учебные планы мало чем отличаются. Но дело в другом. Там появляется новый предмет. Что-то наподобие культурологии. И одновременно убираются часы на другие предметы вроде математики или русского языка. Например, если лет пять-семь назад в начальной школе было пять уроков русского языка, то сейчас - три!
ЕГЭ должен быть по выбору
Д. Костин: - Я много разговаривал с учителями-практиками, и все в один голос твердят, что снижается стандарт образования. Получается, что растет вилка между тем, что требует вуз и чему учит школа. Когда появляется возможность выбора этих платных дополнительных образовательных услуг, родители могут направить и свои силы, и средства, и собственного ребенка в определенное русло. Но мы привыкли, что русский и математика у нас основные предметы. По ним же мы и сдаем обязательные ЕГЭ. Поэтому родители бросают все деньги и силы на эти предметы. А в это время школьник может быть прирожденным дизайнером, и ему бы в кружок ИЗО записаться. Поэтому целесообразно пересмотреть всю систему аттестации, сделать, к примеру, ЕГЭ по выбору.
Л. Борисенко: - Вы говорите, родители бы знали, куда отдать свое чадо. Но разве возможно это угадать на сто процентов, куда ребенок дальше пойдет после школы?
А. Щедрин: - Со временем родители привыкнут, что за качественное образование, которое превосходит стандарт, - придется платить. Есть родители, которые привыкнут, а есть те, которые в принципе не смогут платить при всем желании. Если такой подход применять к основной школе, то начнется дифференциация и образовательная, и социальная. Появится категория детей, которая будет получать высококачественное образование просто потому, что они способны за него заплатить. Вторая категория детей будет получать знания исключительно исходя из базового стандарта образования, так называемый минимальный набор, просто потому, что родители не хотят или не могут платить. Отсюда может возникать социальное напряжение в рамках одной школы. Сейчас это не так выражено. Дети в школах, как правило, получают один и тот же комплекс услуг. Эта ситуация обязательно скажется и на получении высшего образования. Ведь уже сейчас, чтобы поступить в вуз, нужно сделать определенные финансовые вливания.
Только стандарт останется бесплатным
Ю. Абдуллаев: - Вокруг закона много подспудного вороха домыслов. Вот, к примеру, разговор о том, что будут бесплатными три предмета - русский, математика и почему-то Закон Божий. Такого закона нет! И никогда не будет. Конституцией гарантировано бесплатное образование. Это в свою очередь будет гарантировано в рамках федерального образовательного стандарта. Стандартом определен федеральный базисный учебный план. Мы его в обязательном порядке доводим до учреждений. На эти полные часы базисного учебного плана финансирование как поступало, так и будет поступать.
А. Щедрин: - Не надо опасаться, что после внедрения нового закона качество образовательных услуг ухудшится или они будут внедрены на платной основе. Нынешнее качество и объем образовательных услуг полностью сохранятся, и это будет совершенно бесплатно. Есть только одно опасение - государство берет на себя функцию обеспечить тот уровень образования, который есть на сегодняшний день. Если возникает желание развивать до более высокого уровня, то тогда родитель получает право доплачивать за более высокое качество. Стандарт останется бесплатным. Но тут возникают определенные риски, и мне кажется, тут придется что-то менять и государственным органам. Часть родителей не смогут оплачивать дополнительные знания. Но ведь есть такая категория детей, как одаренные дети, которые имеют повышенный образовательный запрос. Далеко не все родители таких детей способны оплатить дополнительные образовательные услуги. Поэтому, на мой взгляд, необходимо как-то проработать механизм и систему работы с одаренными детьми. Программы по одаренным детям существуют, и они вполне успешно реализуются. Но новый закон потребует иного подхода.
Ю. Абдуллаев: - Сам закон основан на идее повышения качества образовательных услуг. Во-первых, за счет ужесточения контроля за выполнением государственного и муниципального задания. Выполнил задание - получил деньги. Не выполнил - получил столько, насколько выполнил. Можно назвать это финансированием по эффективности или результату. Во-вторых, это повышение открытости учреждений. Вот, к примеру, нет в списке утвержденных платных образовательных услуг такой статьи расходов - значит, это попросту поборы. И вы имеете право пойти в прокуратуру и пожаловаться. И третье - это расширение возможностей и для родителей, и для педагогов. Все, что хотите сверхнормы - вот он прейскурант. Это будет постепенный переход. Паниковать родителям точно не нужно. Нужно обеспокоиться сегодняшним уровнем образования, который дают в школе.
А. Щедрин: - Измениться должна сама психология родителей. Часто родители не понимают, какой уровень образования им дает школа и что она должна давать. Образовательное учреждение обязано дать качественное образование, и оно должно быть бесплатным. Если родитель желает получить более высокое или эксклюзивное качество, то он должен быть готов за это платить.