Поставки газа по газопроводу "Алтай" планируется начать к концу 2015 года

Китай рискует превратиться в финансовый придаток российских энергетических компаний, - пишет "Коммерсант", сделав вывод из переговоров президента РФ Дмитрия Медведева и председателя КНР Ху Цзиньтао, в ходе которых был подписан огромный пакет документов, оформляющих беспрецедентный российско-китайский энергетический альянс.

Идею альянса впервые в 2006 году во время визита в Пекин презентовал Владимир Путин. Только если четыре года назад были подписаны меморандумы, описывающие идею в довольно общих чертах, то уже подписанные документы ее закрепили юридически.
Самым солидным стал блок нефтяных соглашений, завершающий эпопею со строительством нефтепровода в Китай. "Роснефть" наконец-то подписала с CNPC многострадальный контракт о поставках нефти, идея которого досталась компании в наследство от главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, начавшего переговоры с Пекином в далеком 2000 году. "Транснефть" заключила с CNPC соглашение по взаимодействию и сотрудничеству при поставках этой нефти по ответвлению трубопровода ВСТО, которое начнется на территории РФ в Сковордино и закончится в китайском Дацине.

Трубу строили на китайские деньги: в 2008 году CNPC на льготных условиях одолжила "Роснефти" $15 млрд и "Транснефти" $10 млрд на двоих под гарантии поставок 15 млн тонн нефти в год в течение 20 лет. "Это большое достижение, поскольку открыт совершенно новый маршрут экспорта российской нефти. Всего на реализацию проекта ушло десять лет",— заявил глава "Транснефти" Николай Токарев.

Подписав соглашение, Дмитрий Медведев и Ху Цзиньтао поставили точку в этой истории, торжественно пустив трубу. Правда, как пояснил "Ъ" господин Токарев, коммерческие поставки начнутся только с января 2011 года — до тех пор в ноябре и декабре по трубе должны прокачать 600 тыс. тонн технологической нефти.
Возможно, еще более значимым итогом, чем нефтяные соглашения, для российской делегации стал подписанный главами "Газпрома" и CNPC Алексеем Миллером и Цзян Цземинем документ под расплывчатым названием "Расширенные основные условия поставки природного газа из России в Китай".

Обсуждать перспективы поставок российского газа в Китай "Газпром" и CNPC начали тоже на заре 2000-х и с тех пор подписали по проекту немало промежуточных документов. Впрочем, как рассказал "Ъ" господин Миллер, нынешнее соглашение впервые содержит много конкретики. "Документ носит юридически обязывающий характер, и все его основные параметры должны перейти в договор, который "Газпром" намерен заключить с китайскими партнерами до середины 2011 года,— заявил он "Ъ".— Подписанные документы содержат основные условия поставок газа по западному маршруту и демонстрируют серьезный прогресс, достигнутый по коммерческим условиям поставок".
По словам Алексея Миллера, поставки газа по западному маршруту (газопровод "Алтай") начнутся к концу 2015 года, объем поставок составит 30 млрд кубометров в год. Достигнута договоренность, что контракт будет заключен сроком на 30 лет. При этом, похоже, как и в случае с нефтепроводом Сковордино—Дацин, строить газовую трубу в Китай будут на китайские же деньги. По крайней мере, как рассказал "Ъ" глава "Газпрома", "китайская сторона рассматривает возможность кредитования этого проекта".

Кроме того, по его словам, важной победой монополии стало то, что "в соглашении закреплены условия гибкости поставок и гарантий оплаты". Это означает, что в китайском газовом контракте, который "Газпром" собирается подписать в 2011 году в ходе планирующегося визита Ху Цзиньтао в РФ либо поездки в Китай премьера Путина, будет закреплен принцип take or pay.

Наконец, еще одним вполне конкретным успехом российских энергетиков на китайском направлении стал подписанный президентом "Атомстройэкспорта" Даном Беленьким и гендиректором Цзянсуской ядерной энергетической корпорации Цзян Гоюанем контракт на технический проект сооружения третьего и четвертого блоков Тяньваньской АЭС. История этого проекта также весьма мучительна: соглашение о строительстве АЭС было подписано еще в 1997 году, но первые два блока "Атомстройэкспорт" сдал лишь в 2007 году.

По данным "Ъ", у китайских заказчиков возникли претензии к россиянам: за срыв сроков они просили компенсацию в $260 млн. Однако, как заверил глава "Росатома" Сергей Кириенко, все эти претензии успешно урегулированы, что и привело к подписанию нового контракта. Впрочем, без потерь новый контракт не обошелся. Как рассказал господин Кириенко, у третьего и четвертого энергоблоков будет беспрецедентная для "Росатома" доля локализации строительства — около 70%.

"Суть заключается в том, что сердце АЭС поставим мы, а вот машинный зал и все остальное китайцы построят сами",— пояснил глава "Росатома". При этом, по его словам, китайцы проявляют огромный интерес к российскому проекту АЭС-2006 и просят поставить на второй очереди Тяньваньской АЭС именно эти реакторы.

Примечательно, что большая часть соглашений в той или иной форме укладывается в простую формулу — российские энергоресурсы в обмен на китайские деньги.

Фото пресс-службы Президента России.

Читайте полную версию на сайте