Трамвайные вагоны - "пенсионеры" чехословацкого происхождения прибыли на Алтай под видом немецких машинокомплектов

Наклейки с изображением герба города Дрезден и немного "начинки" - это, наверное, все, что является немецким в вагонах, прибывших недавно на Алтай. Краевые же власти представили населению заграничных "гостей" так - "восемь машинокомплектов для сборки трамвайных вагонов производства Германии".

По официальным данным, на Алтае их ждет сборка на базе КАУ "Алтайэлектротранс" с использованием комплектующих изделий алтайского и новосибирского производства и дальнейшая эксплуатация в Бийске и Барнауле.

По словам директора предприятия Андрея Рейнгольда, решение о приобретении комплектов вагонов было принято в связи с возможностью минимизировать расходы краевого бюджета. Есть все основания полагать, что о минимизации чиновник слукавил, как и том, где были произведены эти машинокомплекты.

А произведены эти вагоны в Чехословакии компанией "TATRA". Чехословакия является родиной множества модификаций трамваев, которые знакомы и барнаульцам, и жителям множества других стран. Причем, для каждой страны или группы стран "TATRA" выпускала специально разработанные модели, допустим, со значком SU для Советского союза (SU— Soviet Union, Советский Союз), D - для Германии (D— Deutschland, Германия), YU - для Югославии (YU — Yugoslavia, Югославия), R - для Румынии (R — Romania, Румыния).

Попадая в каждую страну, вагоны там проживали долгую жизнь. Их модернизировали, меняя внутренности, омолаживали внешне. Наиболее удачно это делали в Европе. В итоге срок эксплуатации достигал 30-40 лет и более. Но европейцы, как известно, в отличие от нашего человека знают норму. Поэтому они избавляются от машин-"пенсионеров".

Чтобы не тратиться на утилизацию, они даром или почти даром отдают технику в страны третьего мира или бывшего СССР. А местные власти с удовольствием принимают такие подарки. Только вот говорят ли чиновники своему народу о том, как достались им они?

В последние годы особенно много вагонов "TATRA", эксплуатировавшихся в Германии, перевез к себе Казахстан (город Алматы). Наверное, в данном городе очень любят трамваи. Здесь создан даже сайт "Алматинский трамвай". На нем можно прочитать об истории поставок вагонов, узнать биографию каждого из них.

Вот что пишут здесь:

"Сложная ситуация сложилась в трамвайном парке летом 2006 года. Докатывают свое на линиях последние Татры КТ4, срок эксплуатации которых превысил 30 лет, не оправдала себя эксплуатация экс-Шверинских двухвагонных систем Татра Т3 (вагоны Tatra T3D, предназначенные для ГДР. С 1968 года поставлялись в Карл-Маркс-Штадт (Хемниц), и с 1973 — в Шверин, - прим. ред.), фактически на линии работают только вагоны Т3 из Хемница - простые, надежные, но уже довольно потрепанные немодернезированные машины.

Весной 2006 года трамвайному управлению удается вновь получить кредит на покупку вагонов, опять б/у из Германии. Германия же, уже больше пяти лет закупающая низкопольные многосочлененные вагоны, уже почти распродала свои парки старых вагонов - остались только наиболее крупные восточногерманские города. Яркий пример таких городов - Дрезден и Берлин. В Дрездене такими вагонами были Татры Т4.

Татра Т4 - практически полная копия Татры Т3, единственное отличие - ширина кузова. У Татры Т3 она равна 2500 мм, у Татры Т4 — 2200 мм, разница в 30 мм. Выпускались Т4 для городов со старой трамвайной сетью, где широкие вагоны не могли работать по тем или иным причинам - не вписывались в габариты, не разъезжались на кривых и пр. Естественно, самым главным покупателем Т4 была Германия.

Модификация Татр Т4 для Германии именовалась как Татра Т4D - отличалась измененным ускорителем и редуктором, понижающем передаточное число для лучшей эксплуатации в горных условиях. Город Дрезден закупал Татры с 1967 года.

В 1995 году вагоны 1975-1985 годов выпуска в Дрездене прошли модернизацию - фактически от прежнего вагона осталась только рама. На вагон установлена новая, тиристорно-импульсная система управления, обновлен салон, кабина водителя получила кондиционер. Таким образом, после модернизации получался практически новый вагон, современный вагон.

Но с конца 90-х Дрезден активно закупал низкопольники, Татры Т4D уходили в списание и распродавались, львиная доля уходила в страны бывшего Советского союза. И летом 2006 года первую партию из 10 штук закупила и Алма-Ата. Стоит напомнить, что еще в 2004 году, при закупке техники был выбор между Шверинскими вагонами Т3 и Дрезденскими Т4, выбор был сделан в пользу Шверинских систем Татра Т3. Однако, к 2006 году в Шверине уже не осталось техники на продажу и вагоны закупили в Дрездене. <...>В июне 2008 года Алматы получил еще 10 вагонов Т4 из Лейпцига".

Судя по гербу города Дрезден, в Алтайский край тоже пришли вагоны "TATRA" именно из этого города.

Ведущий специалист межрегиональной общественной организации "Город и транспорт" Андрей Елисеев l в своем блоге отмечает, что ряд городов Чехии и Германии (в том числе Дрезден) раздавали свои вагоны бесплатно и даже муниципалитеты этих городов готовы были оплатить перевозку.

"Ну а практичные россияне (город Тула) точно такие же вагоны покупали по цене новых. С чем это связано - не буду говорить, или точнее ЭТО можно назвать одним единым словом - коррупция... нет, не то - жажда наживы. <...>

Как стало известно вирус этот называется Татрофилия, ему подвержены руководители и работники трамвайно-троллейбусных управлений. <...> Данному вирусы подвержены главы как муниципалитетов, так и регионов. Вирус передается при помощи общения, рукопожатий и поцелуев либо визуально (просматривание фотографий с данными трамваями). Действенного лечения на сегодняшний день так и не нашли - санобработка не помогает... Сегодня единственный способ, с которым можно победить данный вирус - только костер или выжигание с помощью каленого железа", - иронизирует Андрей Елисеев.


К сведению:

Действующие вагоны "TATRA" в Алматы с впечатляющей биографией:


Алматы, трамвайный вагон 1053 - Tatra T3D

Модель:

Tatra T3D


Построен:

1976


Текущее состояние:

действующий


Примечание:

до 08.2004 г. №473 в Хемнице.




Алматы, Tatra T4DMS № 1010

Модель:

 Tatra T4DMS


Построен:

1978


Текущее состояние:

перенумерован/передан (в пределах города)


Примечание:

до 08.2006 г. №224 056-4 в Дрездене.



Алматы, Tatra T4DMS № 1032

Модель:

Tatra T4DMS


Построен:

1974


Заводской №:

163148

 

Текущее состояние:

перенумерован/передан (в пределах города)

 

Примечание:

до 07.2006 г. №224 118 в Дрездене.


 



В новости использовано иллюстративное фото с сайта: foto.mail.ru, https://transphoto.ru, https://ru.wikipedia.org.

Читайте полную версию на сайте