Огненный шторм: как тушили алтайское село Корнилово
В пожаре, который бушевал в окрестностях села Корнилово 8 и 9 сентября, сгорели три пожарных автомобиля , к счастью, человеческих жертв нет.
Этим летом жара и жесточайшая засуха, поразившие Европейскую часть страны, стали причиной не только гибели значительной части урожая сельхозкультур, но и сильнейших пожаров. Недовольные прохладным летом, после телерепортажей о сгоревших деревнях и постигшем людей горе в Волгоградской, Ульяновской и других областях, мы думали, пусть лучше будет холодно, чем настолько "жарко". С наступлением осеннего периода уже и не верилось, что беда может оказаться так близко. Но простоявшая несколько дней подряд в конце августа-начале сентября более чем тридцатиградусная жара резко усложнила ситуацию.
Восьмое сентября жители Михайловского района запомнят надолго. По сообщению информационных агентств, в 16-30 местного времени в результате сильного ветра (28-30 метров в секунду) верховой пожар, бушевавший на территории Казахстана, перешел на территорию Алтайского края и распространился в направлении нескольких населенных пунктов Михайловского района. О последствиях известно из сообщений по краевому и центральному телевидению — 433 дома сгорели в селе Николаевка, 4 дома в селе Бастан. Без крова остались более 1000 человек.
В это же время в окрестностях села Корнилово Каменского района уже бушевал нешуточный пожар и пришел он сюда не из Казахстана.
О том, что в Корнилово горят солонцы, в редакции стало известно как раз около половины пятого вечера. Без промедления мы отправились к месту событий. И хотим рассказать о том, что видели собственными глазами.
Еще километров за пятнадцать до
села над землей стелилась голубоватая дымка. Вдалеке, слева от трассы в
небо поднимались огромные клубы дыма. При подъезде к Корнилово даже в
салоне автомобиля стал ощущаться запах гари. Само село практически
полностью заволокло едкой пеленой. Сильный порывистый ветер поднимал
вверх песчаную пыль, чуть не до земли гнул деревья. В такую погоду
пожары, как правило, и причиняют наибольший ущерб, становясь
неуправляемыми.
С территории Корниловского участка Каменского лесхоза через поляну к лесу, где бушевал пожар, одна за другой уходили пожарные машины. Ветер дул в сторону села, направляя туда огонь. С территории лесхоза к очагу возгорания нас не выпустили, а нужно было составить более-менее объективную картину о происходящем (появились слухи о возгорании домов на окраине села), поэтому мы вернулись в Корнилово и поехали к домам, где дым был наиболее плотным. Подъехали к стоявшей группе людей. Пенсионерка Тамара Власовна Байда рассказала: "Ветер такой сильный дул. Часа в три смотрим — ой, какую пылищу несет. А потом гарью потянуло и мы поняли, что это дым. 45 лет здесь живем. Как-то бор горел, несколько лет назад, но тогда быстро потушили. Что сейчас будет, ветрище ужасный, опасно в ночь оставаться, если не потушат огонь".
ЗА ОКОЛИЦЕЙ
По крайней улице Подборной мы выехали за село. Здесь на опахивании солонцов работали несколько тракторов МТЗ с плугами — как Корниловские, так и из соседних сел. Прибыли также на помощь мощные импортные "Кейс" и "Джон Дир" с широкозахватными дискаторами. Вдоль были расставлены работники лесхоза с лопатами и индивидуальными ранцами для тушения огня. С поляны периодически поднимался вертолет, прибывший из Барнаула. Он моментально исчезал в уходящем вверх дыму. Здесь же находились несколько пожарных автомобилей, "водовозка". Ее водитель прояснил ситуацию: "И солонцы горят, и в бор огонь зашел. Вон мужики кое-как успели выскочить". Поодаль сидели и стояли несколько человек с закопченными лицами. Они старались отдышаться.
В лесу обстановка накалялась. Между столбами дыма начали пробиваться сполохи огня, которые поднимались вверх. Слово "верховой" стали произносить все чаще и все понимали, что верховой пожар при штормовом ветре — это очень опасно. Один из вышедших из очага мужчин попросил другого на легковушке свозить его за лекарством, оставленным в заглохшем на другом конце поля тракторе. Мы напросились поехать с ними. Нам представилась довольно страшная картина. Слева от дороги — выгоревшая дочерна огромная сенокосная площадь, а справа — внутри леса — бушующий пожар.
Николай Ушаков, механизатор лесхоза, рассказал: "Я на тракторе Т-150 опахивал со стороны бора. Почва очень плотная, трактор заглох. Плуг перецепили к другому. Мы с мужиками тушили лес. Должны были на УАЗике выехать и попали в середину пожара. Тент у машины накалился — водой поливали его и друг друга. Как успели выехать — не знаю. Огонь вот отсюда с покоса по солонцам в лес пошел". Николай Григорьевич забрал из трактора лекарство от астмы и мы двинулись в обратный путь.Дым все гуще, огонь все ближе. Дышать стало трудновато и стало немного страшно — это не по телевизору смотреть. На поляне все с тревогой вглядывались в кромку леса — если верховой пожар прорвется, он станет опасен и подготовленная полоса может не помочь. Все надеялись и молились за тех пожарных и работников лесхоза, кто находился там, в самом пекле, и делал все возможное, чтобы уменьшить эту опасность. Из притормозившей машины через наши головы крикнули: "У нас АРС сгорела, сами живы, мы в лесхоз". Нам пояснили: АРС — это пожарная машина (авторазливочная станция на базе автомобиля ЗИЛ). Сгорела Столбовская машина, мужики успели выскочить. Огонь тем временем продвигался по лесу в сторону территории лесхоза. Мы отправились туда. Начинало темнеть. На улице Подборной возле каждого дома появились сотрудники милиции, скорее всего, на случай эвакуации жителей.
В ЛЕСХОЗЕ
Все действия координировались из самого лесхоза, где находились глава администрации района Владимир Штин и ряд руководителей служб, имеющих прямое или косвенное отношение к ликвидации пожара. Директор Каменского лесхоза Анатолий Семенец был непосредственно в очаге. Подъехал депутат АКЗС Александр Кулик . Им была прислана цистерна с ГСМ для заправки пожарной техники. Наталья Волосатова, глава администрации Корниловского сельсовета, сказала, что о случившемся доложено в край и в Москву. Они с Сергеем Умяровым, начальником 8 ОФПС по Алтайскому краю, из здания администрации сельсовета некоторое время назад информировали об обстановке. Нам Наталья Петровна ответила: "Пожар начался в 14 часов, наверное, по следам вчерашнего, когда горели сенокосы. Вчера он был локализован и к вечеру потушен. Разыгравшийся ветер, скорее всего, раздул тлеющие остатки. План действий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций в селе выработан. Подняли по тревоге людей. Подошла помощь из соседних сел, из Камня, соседних районов. В Москву я докладывала, что основная задача — не допустить пожар в деревню и не дать распространиться верховому огню. До границы с селом примерно метров 800. Оповестители прошли по домам, которые находятся в опасной зоне, предупредили жителей о готовности к возможной эвакуации. Для размещения людей готовы санаторный детский дом, школа, ДК, здание администрации. У здания администрации дежурят 4 автобуса. Полоса опахивания — 80 метров. Общая площадь пожара около 40 гектаров".
Медики дежурившей "скорой" сказали, что помощь была оказана двум человекам.
Мы подошли к мужчине с перебинтованными локтями. Это был один из тех, кто спасся из сгоревшей машины — Сергей Пякин:
— В очаг я уехал со Столбовской пожаркой, за рулем которой был водитель директора Каменского лесхоза Валерий Романенко. Мы тушили низовой пожар. Оглянулись на гул — верховой прет, огонь кругом. Дышать стало нечем. Ориентировку потеряли, машину не видно, как выбежали — не помню. Сели отдышаться, через несколько минут рвануло — взорвалась АРС. Страшно там, а мужики сейчас работают.
Мы поинтересовались у Сергея Умярова, как контролируется безопасность работающих в очаге людей: "Тушением руководят лесники и работники лесхоза. Они лучше знают, как в подобной обстановке действовать. Связь осуществляем по рации на волне лесхоза. Мы организуем прикрытие населенного пункта. На данный момент работают 15 единиц пожарной техники, 8 тракторов. На случай эвакуации и недопущения мародерства привлечены 60 сотрудников милиции. Прибыли пожарные расчеты из Баева, Панкрушихи, Тюменцева, Шелаболихи и др . Прогноз такой — в село пожар не допустим. Верховой целенаправленно гонят сюда, на эту поляну перед лесхозом, чтобы здесь его "поймать". Поляна тоже опахивается. Проводили лесной отжиг, чтобы расширить защитную полосу".
Ольга Аубакирова, зам. начальника участка корниловского лесничества, назначенная заместителем начальника штаба по тушению пожара, добавила: "Сейчас ситуация контролируется. Угрозы селу нет. Действия координирует заместитель начальника Управления лесами Алтайского края Владимир Шершнев, он назначен начальником штаба. Задействованы, кроме техники, 45 человек — кто с лопатами, кто с ранцами. Все проинструктированы, как себя вести. Я 25 лет в лесу отработала. Такой пожар с угрозой селу на моем веку случился впервые. До основного массива огонь допустили, но смогли остановить и сейчас "выселяем" его оттуда".
Время было уже 9 часов вечера. Ветер не то что не стихал, а, казалось, набирал силу. Успокаивало одно — он стал менять направление, дым потихоньку отворачивал от села.
НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ
Утром 9 сентября мы вернулись к месту происшествия. Над Корниловым было чисто, спокойно. В лесхозе нервное напряжение спало, но работы в лесу продолжались. Люди не спали всю ночь. В огне сгорели еще две пожарные машины, но пострадавших среди людей нет. Помощь оказывали и ордынские пожарные.
Владимир Шершнев после нескольких минут колебаний все же пообщался с журналистами "Каменских известий":
— В лес огонь пришел с сельхозугодий. Помимо основной задачи — не допустить пожар в село, решалась задача не дать распространиться огню на большую площадь, тогда бы пожар мог стать неуправляемым. Все меры были оперативно приняты. Грамотно произвели отжиг навстречу огню. Погода была очень сложная — шквальный ветер с порывами до ураганного юго-западного направления. Пожар перешел в верховой и в этом состояла основная сложность. Все работали четко, грамотно. В два часа ночи очаг был локализован. В настоящее время большими силами ведем дотушивание. Люди накормлены и по-прежнему находятся в боевой готовности. С поставленной задачей мы на данный момент справились. Сгорели три пожарных автомобиля, водители которых выведены из огня. Хочу отметить самоотверженные действия большинства участвовавших в тушении. Работали одной командой, но каждый выполнял свою задачу. Вертолет облетал периодически площадь пожара, летчик помогал координировать действия.
Утром 10 сентября Наталья Волосатова сообщила по телефону: "Последних участников, помогавших в ликвидации пожара, мы проводили вчера в 10 часов вечера. Люди были три раза накормлены в школьной столовой. Паники 8 сентября в селе допущено не было. Хочу выразить огромную благодарность корниловцам и всем, кто прибыл к нам на помощь. Общая площадь пожара составила около 130 гектаров, но главное — мы отстояли село. Сейчас снова в лес — контролировать, дотушивать последнее".
Пожар потушен, люди и село целы. Причины уточняются. Многие в эти два дня работали не просто самоотверженно — героически.