Эксперт: Власть, вводя институт сити-менеджера, отучает людей от принятия адекватных решений
Натальи Зубаревич, время для введения института сити-менеджерства в России настанет лет через 50. Об этом она рассказала в интервью ПолитСибРу , комментируя угрозу введения в краевой столице – Барнауле – должности назначаемого главы администрации города.
- Если говорить о технологиях, то само по себе введение института сити-менеджера явной угрозы не несет. Просто на руководство городом ставится профессиональный управленец, который подотчетен органам местного самоуправления. То есть сам механизм, если вырвать его из институциональной среды нашей страны, ничего страшного из себя не представляет.
Но если его вставить в эту среду, в эту нашу российскую специфику, то получается, что создание послушной городской думы автоматически означает назначение сити-менеджера, фактически подотчетного не населению, а вышестоящим органам власти. Набрать в думу депутатов, необходимых региональным властям, довольно несложно. А когда население само выбирает главу города, оно прямо высказывает свое мнение. И, соответственно, глава города становится подотчетен в большей степени населению.
Вот простая разница: прямые выборы главы города в Российской Федерации как-то дисциплинируют муниципальную власть и заставляют считаться с нуждами населения. Если же это происходит через механизм выбора депутатами, то сделать правильную конфигурацию депутатского корпуса для российских политтехнологов и властей давно проблемой не является. Такие опосредованные отношения власти и населения всегда облегчают манипулирование для регионального уровня. Это означает, что назначенный управленец в первую очередь будет учитывать интересы региона и вышестоящих уровней, и уже во вторую очередь – интересы населения. Если будет, потому что его назначение и снятие по факту от решения населения практически не зависят.
Местное самоуправление с прямыми выборами главы, конечно, имеет риски, потому что в России тот электорат, который есть: его легко купить, легко обмануть. Но, тем не менее, прямые выборы – это школа для людей. Не с первого – с пятого, с шестого, с седьмого раза они получают опыт и начинают понимать, что от того, какое решение они на выборах приняли, будет зависеть их жизнь в этом городе. Решения сити-менеджера население никогда напрямую с этим не увяжет. Поэтому для России сити-менеджерство может быть нормальной технологией лет через 50 после прямых выборов, когда люди научатся принимать решения не потому, что им впарили бесплатно пять килограммов гречки, а потому что они на своей шкуре почувствовали, как управлял это человек. Вот в чем проблема. Власть, вводя институт сити-менеджера, тем самым отучает людей от принятия адекватных решений, от умения связывать свое решение со своей жизнью.
Как уже сообщало ИА "Амител", в Бийске сегодня, 7 сентября, бийчане решают, быть или не быть в их городе сити-менеджеру: соответствующее решение по итогам слушаний может быть рассмотрено на сессии городской Думы уже октябре. Не менее активно продавливание "сити-менеджмента" может начаться в Барнауле.
Читайте полную версию на сайте
- Если говорить о технологиях, то само по себе введение института сити-менеджера явной угрозы не несет. Просто на руководство городом ставится профессиональный управленец, который подотчетен органам местного самоуправления. То есть сам механизм, если вырвать его из институциональной среды нашей страны, ничего страшного из себя не представляет.
Но если его вставить в эту среду, в эту нашу российскую специфику, то получается, что создание послушной городской думы автоматически означает назначение сити-менеджера, фактически подотчетного не населению, а вышестоящим органам власти. Набрать в думу депутатов, необходимых региональным властям, довольно несложно. А когда население само выбирает главу города, оно прямо высказывает свое мнение. И, соответственно, глава города становится подотчетен в большей степени населению.
Вот простая разница: прямые выборы главы города в Российской Федерации как-то дисциплинируют муниципальную власть и заставляют считаться с нуждами населения. Если же это происходит через механизм выбора депутатами, то сделать правильную конфигурацию депутатского корпуса для российских политтехнологов и властей давно проблемой не является. Такие опосредованные отношения власти и населения всегда облегчают манипулирование для регионального уровня. Это означает, что назначенный управленец в первую очередь будет учитывать интересы региона и вышестоящих уровней, и уже во вторую очередь – интересы населения. Если будет, потому что его назначение и снятие по факту от решения населения практически не зависят.
Местное самоуправление с прямыми выборами главы, конечно, имеет риски, потому что в России тот электорат, который есть: его легко купить, легко обмануть. Но, тем не менее, прямые выборы – это школа для людей. Не с первого – с пятого, с шестого, с седьмого раза они получают опыт и начинают понимать, что от того, какое решение они на выборах приняли, будет зависеть их жизнь в этом городе. Решения сити-менеджера население никогда напрямую с этим не увяжет. Поэтому для России сити-менеджерство может быть нормальной технологией лет через 50 после прямых выборов, когда люди научатся принимать решения не потому, что им впарили бесплатно пять килограммов гречки, а потому что они на своей шкуре почувствовали, как управлял это человек. Вот в чем проблема. Власть, вводя институт сити-менеджера, тем самым отучает людей от принятия адекватных решений, от умения связывать свое решение со своей жизнью.
Как уже сообщало ИА "Амител", в Бийске сегодня, 7 сентября, бийчане решают, быть или не быть в их городе сити-менеджеру: соответствующее решение по итогам слушаний может быть рассмотрено на сессии городской Думы уже октябре. Не менее активно продавливание "сити-менеджмента" может начаться в Барнауле.