Алтайские учителя и общественники обижены статьей депутата Алексея Багарякова "Алтайское село планомерно убивают"
Предлагаем читателям amic.ru с ним ознакомиться.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Мы, нижеподписавшиеся, представители общественности и педагогического сообщества Алтайского края, считаем необходимым высказать собственное мнение по поводу Ваших заявлений в СМИ по вопросам образования.
Не отрицая существующих в настоящее время в сельской школе проблем, большая часть которых является свойственной в целом сельским образовательным учреждениям России, мы, живущие и работающие здесь, на Алтае, не можем не поддержать очевидных усилий, принимаемых в крае на всех уровнях власти, а также педагогическими и родительскими коллективами, как по их разрешению, так и по развитию образования на селе в целом.
На наш взгляд, в регионе выработана чёткая политика развития образования на селе, учитывающая в комплексе и необходимость развития малочисленных и малокомплектных школ. Об этом свидетельствует то, что в Алтайском крае – первом и долгое время единственном регионе Российской Федерации – законодательно закреплен статус малокомплектных школ. А установленный региональным законом порядок финансирования сельских малокомплектных школ, исходя из количества классов, вне зависимости от количества учащихся в них, способствовал, в свою очередь, не только их сохранению в условиях нормативного подушевого финансирования, но и стал современной бюджетной основой их развития.
Сегодня трудно не заметить тех изменений, которые произошли за последние годы в сельской школе Алтая. Благодаря мероприятиям по укреплению учебной и материальной базы учреждений образования, проводимым в рамках краевых программ и проектов, доля школьников, обучающихся в современных условиях, возросла за последние 2 года вдвое. Для наших ребят становятся привычными интерактивные доски и электронные дневники, новейшее лабораторное оборудование и техника. В школах оборудуются тёплые санузлы, медицинские кабинеты, заменяются кровли зданий. Все, даже самые маленькие школы края имеют постоянный доступ к сети Интернет, причём оплата безлимитного трафика осуществляется за счёт краевого бюджета. Как результат: число наших учеников – участников конкурсов и образовательных программ в сети возросло вдвое с 2008 года.
Именно с сельских малокомплектных школ в 2006 году стали оснащаться современными учебно-наглядными и лабораторными комплектами кабинеты физики, химии, биологии, русского языка. Причём они были специально сформированы с учётом специфики маленьких школ. Зримым результатом работы по сохранению здоровья детей стали 421 полностью переоснащённая школьная столовая на селе, а это более чем каждая третья.
И уж совершенно никак не увязываются со словами о "планомерном уничтожении системы образования на селе" 24 школы, построенных и реконструированных на Алтае за последние четыре года, из которых только две – городские, а многие – как раз малокомплектные (Новотроицкая школа, сданная в эксплуатацию в 2007 г. в Солтонском районе – всего на 40 мест!). Более того, сельские школы сегодня в большинстве своем не только самые красивые и ухоженные здания сел, но и в прямом смысле - центры сельской жизни, о чём свидетельствует пример новой Сосново-Логовской школы Кытмановского района, на базе которой действует сельский социокультурный центр.
Категорически не согласны и с утверждением о том, что программа "Школьный автобус" действует только на бумаге. Более 10 тысяч алтайских ребят сегодня подвозятся на занятия в крупные базовые школы. Яркий пример – Целинный и Баевский районы, где только за счёт школьного автобуса многие ученики из малых сёл имеют возможность обучения иностранному языку, а также проведения лабораторных работ по химии и физике на современном оборудовании, оснастить которым каждую сельскую школу просто нет реальной возможности. Наиболее же показательным примером является Верх-Обская школа Смоленского района, реконструкция которой в 2006 году позволила обучать в современных условиях детей из шести близлежащих сёл и двух отдалённых микрорайонов, и в которой только 35% учащихся живут в самом Верх-Обском.
Не надо забывать и о том, что главное в образовательном процессе – разнообразная обучающая среда – никогда не может быть в полной мере обеспечена в классах с низкой наполняемостью. Зачастую там детям просто не с кем общаться. Как следствие, нет гарантии успешной социализации: в отдельных районах до половины выпускников основных малокомплектных школ не могут продолжать обучение в 10-11 классах, уходя на другие формы получения образования. Именно это и является одной из главных причин их затруднений при поступлении в вуз.
Относительно закрытия школ стоит отметить, что приведенные Вами данные не соответствуют действительности: в 2009 г. закрыты 25 школ, причём данные мероприятия осуществлены только после получения согласия родителей обучающихся, а в ряде случаев – по их письменной инициативе. Из 25 закрытых учреждений 13 до этого были законсервированы по причине отсутствия учащихся. В остальных же 12 учреждениях количество детей составляло менее 10 человек. Преимущественно это ветхие школьные здания с устаревшей материальной базой. А теперь, уважаемый Александр Владимирович, задайте себе вопрос: Вы бы хотели, чтобы Ваши дети учились в такой школе?
И, наконец, именно понимание всей сложности идущих сегодня процессов реструктуризации, их социальной значимости обусловило то, что в Алтайском крае установлены жёсткие требования к их проведению. Вся необходимая нормативная и правовая база, рекомендации и образцы документов, строгий порядок осуществления процедур реорганизации и закрытия учреждений образования размещены на сайте управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи. В каком ещё регионе обеспечена такая же открытость этих процессов? Кроме того, организован государственный и общественный надзор за соблюдением законодательства при проведении реструктуризации.
Это подтверждается и мнением авторитетных внешних экспертов: по словам Виктора Болотова, вице-президента Российской академии образования, к Алтайскому краю, в отличие от других субъектов, у федеральных надзорных органов не было претензий по поводу проведения реструктуризации в системе школьного и профессионального образования. "Работа ведется конструктивно, спокойно, учитываете ситуацию", - отметил он в своей беседе с Губернатором края в июле текущего года.
Доказательством того, что образовательная политика в крае ориентирована не на закрытие сельских школ, а на их развитие, являются проведенные мероприятия по подготовке сельских школ на новые федеральные образовательные стандарты. В Алтайском крае 116 начальных сельских школ с числом учащихся менее 10 человек. И сегодня они не закрываются, а ищут новые формы повышения качества образования. Пример: уникальный эксперимент по дистанционному обучению иностранному языку ребят из маленьких школ, где отсутствуют квалифицированные кадры учителей по данному предмету, который стартует с нового учебного года.
Безусловно, было бы неправильным утверждать, что судьба сельских школ безоблачна. Но вместе с тем, искажением правды о них, безответственными спекуляциями на эту тему, игнорированием той работы по модернизации сельского образования, которая проводится в крае в нынешних непростых условиях, Вы не только не способствуете созданию конструктивной обстановки, способствующей их решению, но более того - наносите непоправимый вред не только сельской школе – самому будущему алтайского села, - говорится в открытом письме педагогов.
Напомним, депутат Алексей Багаряков в своей статье привел данные СМИ о том, что только в 2009 году в Алтайском крае ликвидированы 35 школ. "Еще 42 прекратили существование путем так называемой "реорганизации", т.е. были присоединены к другим образовательным учреждениям. 37 школ попали под "консервацию", за которой со временем тоже последует ликвидация. Итог - 114 школ в крае с прошлого года больше нет. На уровне страны за последние 15 лет уничтожено более 16 тысяч школ, из которых 4 тысячи были официально закрыты в последние 3 года. Похожая ситуация и с системой начального и среднего профессионального образования на селе", - написал депутат Багаряков.
Письмо подписали:
1. Марухин Николай Петрович, учитель малокомплектной сельской Малаховской средней школы Косихинского района, победитель конкурса "Учитель года Алтая-1999", кавалер Почётного Знака "Общественное признание";
2. Бугай Надежда Фёдоровна, директор малокомплектной Кашкарагихинской школы Тальменского района, Заслуженный учитель Российской Федерации, Ветеран педагогического труда, педагогический стаж в сельской школе 32 года;
3. Шестакова Надежда Кирилловна, председатель Целинной районной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, представитель Уполномоченного по правам человека в Целинном районе;
4. Вастьянов Александр Семёнович, директор Мамонтовской СОШ №1 Мамонтовского района, Заслуженный учитель Российской Федерации, Ветеран труда;
5. Завацкая Валентина Николаевна, председатель Немецкой районной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, Ветеран педагогического труда;
6. Овсиевский Александр Георгиевич, председатель Алтайской краевой общественной организации "Ассоциация лучших школ Алтая", Заслуженный учитель Российской Федерации, Ветеран педагогического труда;
7. Абросимова Алла Александровна, председатель краевой общественной организации "Клуб учителей года Алтая";
8. Беседина Марина Анатольевна, заместитель председателя районного Совета родительской общественности Целинного района;
9. Жижкова Надежда Петровна, пенсионер, Ветеран педагогического труда, Заслуженный учитель Российской Федерации, стаж трудовой деятельности на селе – 40 лет;
10. Иванов Геннадий Егорович, учитель истории и обществознания, директор МОУ "Чернокурьинская СОШ" Мамонтовского района, Почётный работник общего образования Российской Федерации;
11. Терёхина Лидия Владимировна, учитель химии МОУ "Первомайская СОШ" Первомайского района, Почётный работник общего образования;
12. Кремлёва Людмила Васильевна, глава администрации Акуловского сельсовета Первомайского района;
13. Рубан Валентина Михайловна, учитель Немецкого языка Плотавской средней школы Баевского района, Заслуженный учитель Российской Федерации;
14. Билан Татьяна Яновна, учитель английского языка Шипуновской средней школы имени Луначарского, Отличник народного просвещения, победитель конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование", педагогический стаж – 35 лет;
15. Федосеева Наталья Николаевна, учитель начальных классов Смоленской средней школы №2 Смоленского района, Почётный работник общего образования Российской Федерации, победитель конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование".