В России узаконена новая профессия - специалист по примирениям
Сегодня, 30 июля, "Российская газета" публикует закон, который позволит людям решать самые сложные споры без суда и не копить обиды друг на друга. В нашей стране де-юре появятся совершенно новый институт - медиация и новая профессия - спец по примирениям.
Как полагают эксперты, медиация сможет в корне изменить
Кроме того, закон о медиации, как надеются эксперты, сможет разгрузить суды, позволив им сосредоточиться на действительно сложных делах, где спорящими сторонами нередко сожжены все мосты. Ведь любой юрист знает, когда в судебном споре рождается истина, неприятный осадок все равно у кого-то остается. Это обратная сторона юридической медали: люди, встретившиеся в суде за барьером, если и не становятся врагами, то уж руку друг другу точно не подают. Особенно тяжело спорить, если стороны когда-то любили друг друга: иные бракоразводные процессы не уступают по накалу кровавой войне. Хуже всего, когда начинают делить и детей. Ребенок, получается, платит за ошибки взрослых.
Однако у бывших супругов появится выход: можно обратиться к медиаторам. Возможно, посторонний человек, имеющий соответствующее образование, поможет бывшей семье расстаться по-хорошему.
Говорят, время лечит. Но доброе и профессиональное слово порой лечит быстрее. Другой вариант - трудовые споры. Иногда начальник настолько не прав, что работнику прямая дорога в суд. Однако люди часто боятся призвать босса к судебному барьеру, потому что даже победа может оказаться пирровой. Мол, сегодня тебя восстановят в правах, а завтра - уволят. За строптивость. Надо будет - подходящую формулировку найдут.
Зато посредники, как рассчитывают эксперты, смогут решить проблемы с начальством относительно безболезненно. Так, чтобы все стороны сохранили лицо, и обиды ни на кого не держали.
Как рассказали "РГ" в известном адвокатском бюро, до сих пор адвокаты прибегали к процедуре медиации.
- На практике приходится применять процедуры примирения, но без афиширования, что они нами применяются, - сказал адвокат Георгий Тер-Акопов. - Обычно адвокат выступает на какой-либо стороне и представляет интересы одной стороны в споре. А непосредственно сама медиация подразумевает, что медиатор должен быть человеком нейтральным, незаинтересованной в данном конфликте стороной. По его словам, в некотором плане эта деятельность схожа с таким понятием, как мировое соглашение.
Закон предусматривает, что посредники необязательно должны иметь, так сказать, корочку медиатора. На непрофессиональной основе могут заниматься примирением лица старше 18 лет, которые полностью дееспособны и не имеют судимости.
А профессиональным медиаторам по закону может быть человек не младше 25 лет, имеющий высшее образование. Прежде чем он получит право называться профессионалом, ему придется пройти курс обучения по программе подготовки медиаторов, утверждаемой в порядке, определяемом правительством РФ.
К слову, в Уральском федеральном округе уже проводился эксперимент по медиации, который поддерживает Ассоциация юристов России. Результаты обнадежили. Поэтому с прошлого года в Екатеринбурге в Центре примирительных процедур при Уральской юракадемии уже обучают медиаторов. Не исключено, что в перспективе медиаторы создадут свою организацию, наподобие тех, что объединяют адвокатов или нотариусов.
Иллюстративное фото с сайта www.molurist.ru.