Летчик Владимир Бартули: «Меня развели, как пацана»
Эта некрасивая история уже изрядно помучила 61-летнего заслуженного летчика, командира звена МИ-8 и Р44 АКГУП "Алтайские авиалинии" Владимира Яковлевича Бартули. Ну, посудите сами, каково это, когда воспользовавшись открытостью человека, корреспондент известного медийного холдинга не просто публикует в своей статье его слова, а заметно приукрашивает и откровенно фантазирует, выдавая вариации на заданную тему (речь идет о материале Ларисы Васильевой "Пилот "Алтайских авиалиний" комментирует "Три дня в аду" Анатолия Банных"), - пишет Ольга Петрова.
Бартули пришел на пресс-конференцию в "Комсомольскую правду", которую давал предприниматель Анатолий Банных, и заявил, что телефонный разговор с Ларисой был, но никакого разрешения на публикацию он не давал, и более того уже позже в этой статье обнаружил слова, которые вовсе не произносил (полную стенограмму пресс-конференции читайте здесь ).
Мы специально встретились с пилотом, чтобы выяснить, в чем все-таки заключается правда? Владимир Яковлевич ждал нас сразу после очередного полета с туристами в Горный Алтай (уже на следующий день он должен был лететь снова. – прим. ред. "Комсомольская правда").
В редакции "КП" также пояснили: "За этот скандал опытному летчику неловко, прежде всего, перед коллегами, с которыми немало пережил, перевидал. И слова "честь", "совесть", "правда" для него нечто большее, чем просто набор букв. Именно поэтому Владимир Яковлевич попросил возможность высказаться через нашу газету, расставить, так сказать, все точки над i".
Мы спросили его сразу, без обиняков:
- Когда вы звонили этой журналистке и возмущались ее поступком, она говорила вам, что, мол, не советует вам обращаться в суд?
- Ну…было такое. Точнее мы решили дать опровержение на этот материал, а она сказала – не советую. Для меня эта статья явилась полной неожиданностью. Расскажу вам, как все получилось, - волнуясь и сбиваясь, начал Владимир Яковлевич. - Я не давал интервью. Был такой телефонный разговор, но меня не предупредили для чего это. Я не давал никакого разрешения на публикацию, ничего. Позвонила, спросила, как Путин улетел или нет. Такую информацию я давал. И то только о том, что сам немного знал. А она наводящими вопросами меня разговорила. Разговор-то вроде был ни о чем. А вон как все представила.
- Например, о чем вас спрашивали?
-Ну, например, такой вопрос был: вот там не нашли пули, которыми стреляли баранов, могла ли пуля навылет выйти? Я говорю, ну а почему не могла… Если с близкого расстояния, мощное ружье. Могла и навылет. А потом там такое понаписала… Я ей позвонил, говорю : "Лариса, ты что написала? Я сижу в 150 метрах, как я могу видеть, есть там дрова или нет?" Я ведь туда не подходил - я же не могу бросить управление, я сидел там как транслятор. Да я говорил о том, как нашел место катастрофы: заметили вещи, которые лежали везде, заметили машины там стояли, и поднимался человек на снегоходе. Такие детали описывал ей. А ту другую статью "Московского комсомольца" мне, действительно, кто-то принес, мы естественно обсуждали ее, - продолжает Бартули. - Например, Толя говорит, что баран 50 кг, а я говорю какие пятьдесят – двести. И там приписка была, что было 28 баранов. А я еще говорю, что их столько не загрузишь, если каждый по 200 кг. И все. Понимаешь? А мне люди звонят, говорят, ты чего, мол, там интервью даешь. Я удивился, какие интервью? Я потом ей позвонил, говорю "Что ж ты делаешь? Я тебя уполномочил или что? Какие у меня с Банных интересы, счеты к нему? Для чего бы я так на человека наговаривал? Да мне за эту операцию по спасению от Ливитина (министра транспорта РФ – прим. ред.) телеграмма пришла с благодарностью.
Для наглядности Владимир Яковлевич достает чуть дрожащими руками из нагрудного кармана куртки пилота листок правительственной молнии. Читаем: 29 июня Владимиру Бартули присвоено звание "Заслуженный работник транспорта РФ". Аккуратно сворачивает и говорит жестко:
- И теперь вопрос…Как думаешь? Зачем мне все это нужно? С тем, кого я нашел отношения какие-то выяснять через статьи? Бред.
Мы решили свериться с Владимиром Яковлевичем прямо по злополучной статье (распечатку я предусмотрительно прихватила с собой на встречу) и проверить, что же там все-таки соответствует действительности, а что нет.
Фраза первая: "Я специально распечатал несколько экземпляров статьи. Мы все просто возмущены тем, что изложено в публикации".
- Да я вообще не умею пользоваться компьютером.
Фраза вторая: "В статье перепутано все - начиная от фамилии летчика Пидопригоры (в публикации фамилия летчика Подопригора, - прим. авт.), заканчивая годом происходящего - 2008. Хотя трагедия произошла в 2009 году".
- Этого я вообще не говорил. Вообще.
Фраза третья: "На фиг волкам (а в той местности, между прочим, не серые, а красные волки) "консервный" паек, когда рядом лежит свежанина - туши архаров? Банных на жалость что ли давит, заставляя людей сочувствовать ему, перенесшему ужасы?!"
- Единственное, что я сказал из всего этого – возможно, приходили красные волки, но он (Банных – прим. авт.) правильно сказал: волки гарь, порох чувствуют и не подходят. А я потом вспомнил, как-то общался с одним охотником, а он так же говорил. Далее идет примерно то, что я говорил, я описывал, как мы нашли это место, что там увидели. А вот тут не так.
Летчик водит пальцем по строчкам.
- Я был не в 50 метрах, а в 150. Это важно, потому что я сидел наверху на площадке, а их вертолет скатился (именно скатился вниз) на 150 метров. Если бы перевернулся, а не скатился, было бы все страшнее.
Фраза четвертая: "А потом все завертелось - возбудили уголовное дело. Закрыли и - так по кругу. То, что Банных в статье, не стесняясь, "буровит" - говорят и другие факты".
- Не говорил я этого. Дальше снова чужие какие-то слова. "И этот пилот, насколько мне известно, успешно продолжает летать в Томском филиале "Газпромавиа". И не стыдно. Ага, спутниковый телефон у них сел, когда пытались связаться со спасателями". Да откуда я знаю этого пилота и где он там летает?
Фраза пятая: "А то, что следствие заявляет, что пули в архарах не обнаружены… По-моему, очередная фантазия".
- Это уже фантазия автора.
Фраза шестая: "Это ж из какого мощного оружия надо стрелять, чтобы все пули прошли навылет? Минимум, из 9-калиберного. Максимум, из пулемета. Но тащить пулемет в приграничную зону… Думаю, на это не каждый решится. Пусть он и Анатолий Банных в компании дежурного по Кремлю. Я думаю, что после того, как мы увезли раненых с места крушения Ми-171, у тех людей (которые у подножия горы на джипах "сгруппировались") было время - до приезда бригады следователей - вывезти ненужные предметы с горы Черная ".
Бред полный. И слова моего здесь нет. Абсолютный вымысел автора.
- Владимир Яковлевич, а вы будете подавать в суд на журналиста за то, что приписали вам не ваши слова, а домыслы и выводы журналиста?
- Знаешь, (вздыхает), я хочу одного, чтобы со всем этим быстрее покончить и больше с вашим братом журналистом дел не иметь. У меня работы и без этого море. Я сказал, что не давал никакого интервью, человек использовал меня, высказался от моего имени. Это все, что я могу сказать. Тяжба с прессой – это много времени, нервы. А у меня жена - инвалид первой группы, поэтому все держится на мне. Мое здоровье – это их здоровье. Поэтому тяжбы затевать... Знаете у меня столько работы. Я командир звена и у меня только 10 командиров в подчинении. Каждый человек – это личность и им нужно уделять внимание, работать. Надо с женой гулять (она сама не может).
Я на вертолетах летаю 30 лет. Это напряжение страшенное постоянно. Это же людей довести, горы, любое отклонение – опасность. Я устал морально.
Я больше себя в этом плане ругаю. Получилось, что я немного язык распустил. Я человек в этом деле неискушенный. Даже предположить не мог, что все перевернут и сделают от моего имени. Я не давал никакого согласия. Если берете у меня интервью, предупреждайте, что диктофон включили.
Знаете, что я скажу, остались живые, среди них теперь и ищут крайних. Остался бы в живых Пидопригора – сделали бы крайним его.
Мне директор говорит тебе 61 год, а тебя развели, как пацана. Она мне еще говорит: "Вы знаете, это же ваш гражданский долг!" Какой гражданский долг? Я что, обвинитель? Мой гражданский долг то, что я их нашел. Моя работа - мой гражданский долг.
А на вашей памяти таких случаев крушений вертолетов в Горном Алтае много?
- Были. Много. Году в 86-ом или даже раньше. Мы возили вахтовиков, был случай, когда вертолет закрутило. А под вертолетом были люди, и он не мог сесть. Всех вытащили, правда. А один погиб. Потом в 90-ом году Ан2, когда люди попали в плохую погоду. Было.. Было много.
Напоследок Владимир Бартули сказал:
- Я возил на своем вертолете в горы и Януковича (тут он с гордостью показал именные часы от тогда еще премьера Украины), и графа Вандербильда, и принцессу Датскую и др. И никогда никого не подводил, служил честно. А тут такая грязь. Пускай это на ее совести будет.