Маргарита Карпова: Среднее образование должно быть бесплатным
Маргарита Борисовна, закон, реформирующий бюджетные учреждения, в том числе образовательные, всколыхнул общество. Многие родители забеспокоились, что школа станет платной. Какие изменения ждут учеников и их родителей?
По новому закону все учреждения поделят на три большие группы – казенные, бюджетные и автономные. Газета "Профсоюзы Алтая" пишет: "Казенные будут получать деньги через казначейство и отчитываться за каждую потраченную копейку. Скорее всего, этот статус получат детские дома, спецшколы и школы при колониях. Автономными станут самые сильные, конкурентоспособные учреждения: им разрешат оказывать платные услуги и тратить доходы по своему усмотрению.А бюджетным учреждениям, которых большинство, будут выделяться деньги в виде субсидий. Причем они не будут обязаны отчитываться в том, как их потратили. Что касается платы за образование, то в законе говорится, что все обязательные предметы для учеников будут бесплатными. Но только в том объеме, который представлен в Госстандарте". Именно в этом и загвоздка.
Что вы имеете в виду?
Дело в том, что базисный план, который определяется Госстандартом, периодически меняется. То есть список тех предметов, которые включены в план сегодня, может сократиться в будущем. Например, в 2004 году базисный план сократился на 25 процентов.
На сегодняшний день сложно сказать, что изменится для учителей, школьников и их родителей со вступлением в силу нового закона с 1 января 2011 года, так как слишком много вопросов и неясностей в статьях. Поэтому сейчас профсоюз учителей работает над этим вопросом, пишет запросы и официальные письма в Государственную Думу с просьбой пересмотреть некоторые статьи закона, устранить содержащиеся в них неточности и возможность трактовать тексты статей по-разному. Я уверена, что профсоюзы добьются этого и к моменту вступления в силу закона вопросов по трактовке определенных статей возникать не будет.
Маргарита Борисовна, как вы считаете: сегодня необходимо принятие данного закона?
Не возьмусь комментировать новый закон в целом, потому что, как я уже сказала, он не дает четких и однозначных ответов на поставленные вопросы. То есть, по мнению профсоюзов, он пока не доработан, хотя и утвержден, требует много комментариев и пояснений. Кроме того, определен переходный период вступления его в силу – до 1 июля 2012 года. Но все-таки лично мое мнение – среднее образование должно быть бесплатным, об этом говорится и в Конституции РФ. Конечно же, надо давать свободу действий для развития частных платных образовательных учреждений, для того, чтобы у людей было право выбора, но основное образование делать платным нельзя.
В последние годы в системе образования произошло много различных изменений, которые должны были повысить качество образования в стране. Как обстоит дело на самом деле?
После того как в 2008 году Алтайский край вступил в эксперимент по комплексному проекту модернизации образования, основой которого является нормативно подушевое финансирование и переход на новую систему оплаты труда, среди школ возникли конкуренция и так называемая борьба за ученика. Сейчас, по сути дела, учитель получает зарплату выше в той школе, где больше учеников. А в последние годы численность учащихся в большинстве городских школ значительно уменьшилась. Это связано с тем, что не только в Бийске, но и в целом по России в конце 90-х годов наблюдался демографический спад. Пришлось проводить оптимизацию образовательных учреждений. Например, закрылись все начальные школы, так как они стали нерентабельными.
Сейчас, как известно, рождаемость увеличилась. Не возникнет ли проблема нехватки мест в школах, как это происходит сегодня с детскими садами?
Насколько мне известно, все образовательные учреждения, которые были закрыты в связи с нерентабельностью, остались в ведомстве Управления образования и при необходимости будут вновь открыты.
Как вы думаете, модернизация образования пошла во благо учителям или нет? Как на бийских педагогах отразился переход на подушевое финансирование учреждений образования и внедрение новой системы оплаты труда?
Сложный вопрос. Здесь есть свои плюсы и минусы. Во-первых, хочу отметить, что благодаря введению новой системы оплаты труда однозначно повысилась заработная плата учителей. Что касается федерального повышения, то неизвестно, в каком случае учителя стали бы получать больше денег за свой труд, потому что индексации не было уже два года.
В рамках "Комплексного проекта модернизации образования" начисление зарплаты по новой системе происходит объективно. То есть учитель получает столько, сколько заработал. В каждой школе организуются экспертные группы из педагогов, которые и определяют размер стимулирующей части конкретному учителю. Для этого в каждом учреждении разрабатывается положение о стимулирующих надбавках. Критериев, определяющих стимулирующие надбавки, много: качество знаний учащихся, всевозможные наработки педагога, так называемое портфолио, где представляются грамоты и дипломы учащихся-победителей различных конкурсов и олимпиад, а также достижения самого учителя. Экспертная группа выставляет учителю баллы за проделанную работу в оценочном листе, в котором он ставит свою подпись. После чего этот лист представляется на рассмотрение экспертного совета, куда обязательно входит представитель профкома. Все честно и открыто.
А не бывает так, что учитель направляет все силы на сбор портфолио, а на обучение детей времени у него не остается?
В этом плане хорошо то, что школа имеет право регулировать такие моменты и может несколько изменить положение о стимулирующих надбавках. Например, учитель не пишет научных статей и не разрабатывает какие-то инновационные методики, но работает он отлично и качество знаний у его учеников достаточно высокое. В этом случае экспертный совет принимает решение увеличить количество баллов за качество знаний учащихся. Хорошо, что вся работа экспертной группы открыта и там невозможно подтасовать какие-то факты.
Вы упомянули, что в новой системе есть и минусы, что вы имели в виду?
К сожалению, сейчас у учителей много бумажной работы: составление отчетов, сбор портфолио – все это отнимает очень много времени и, конечно, отвлекает от основной работы – обучения детей.
На что сегодня направлена работа профсоюзов в первую очередь?
Сейчас профсоюзы работают над тем, чтобы компенсационные и стимулирующие выплаты не включались в размер минимальной оплаты труда и обязательно, хотя бы один раз в год, проводилась индексация зарплаты работников образовательных учреждений.