Алтайские школьники наводят порядок на могилах солдат, умерших от ран в годы Великой Отечественной
На воинском мемориале Булыгинского кладбища в Барнауле высечены их фамилии – всего в списке 420 человек. Монумент появился в 1975 году, и его никогда не оставляли без внимания. А вот сами могилки с лица земли исчезают. На одном из солнечных пригорков я насчитал больше двадцати едва заметных холмиков – они без оградок и каких-либо намеков на имена хозяев. Участники краевой вахты памяти "Навечно в земле алтайской" обозначили захоронения прутками железа, привинтив к ним яркие цветы из нейлона.
Школьники трудятся рядом с центральным входом на кладбище. Слева от него самые старые захоронения барнаульских госпиталей. Говорят, мальчишкам пришлось взяться за топоры, чтобы подобраться к могилам через буйно разросшуюся зелень. Но сейчас ребята в основном машут кисточкой – красят сохранившиеся оградки и памятники.
14-летней Юле Латышевой больше всего запомнились сами раскопки. "Я чувствовала ответственность за то, что делаю", – говорит она.
– Мы раскладывали останки по мешкам и везли их в Мясной Бор к воинскому мемориалу, – продолжает 16-летняя Маша Агапова. – Там в торжественной обстановке происходило захоронение.
В одной из воронок, где поисковики обнаружили останки 20 человек, нашлась красноармейская книжка на имя Кирилла Артюхина, уроженца Солтонского района. Крайвоенкомат помог отыскать его родственников – они живут на станции Озерки Тальменского района. Внучка фронтовика работает в Барнауле на станкостроительном заводе, и ребята из отряда "Память" теперь хотят обратиться к директору предприятия с просьбой организовать ей в следующем году поездку на могилу деда. А еще им удалось выполнить наказ из Калманского района – по похоронке отыскали могилу отца Нины Наровицкой – Якова Пророченко. Дочь предполагала, что он покоится в местечке Гряды, а захоронение нашли в заброшенной деревеньке Гладь – запись в похоронке была неразборчивой.
– Там стояли вековые сосны. Очень красивые. И среди них небольшой мемориал, где выбиты фамилии, а рядом – могилы, – вспоминает Маша Агапова.
Можно сказать, работа на Булыгинском кладбище – продолжение той, что отряд "Память" проводил в Новгородской области. В этом году Алтайский краевой центр детско-юношеского туризма и краеведения выиграл краевой грант в сфере молодежной политики в номинации "Патриотическое и гражданское воспитание молодежи", автор проекта Сергей Поздин (учитель истории Ключевской школы Топчихинского района) предложил провести поисково-восстановительные работы в местах воинских захоронений на территории края. Вахта памяти "Навечно в земле алтайской", которая проходит с 16 по 22 июня, – это первый этап долгосрочной программы, рассчитанной на пять лет.
"В проекте задействованы не только ребята из Барнаула, – поясняет Ольга Пылкова, методист отдела краеведения АКЦДЮТиК, – но еще Новоалтайска и Топчихинского района. В наших планах – расширять географию". А Елена Родичева, руководитель краевого отряда "Память" и музея боевой славы барнаульской школы N 70, добавляет: "Хорошо, если на следующий год число школ, участвующих в акции, увеличится".
Сохранением памяти воинов, захороненных на Булыгинском кладбище, не один год занимается барнаульская школа N 54. Учебное заведение находится по соседству, и каждый год к 9 Мая школьники высаживаются здесь трудовым десантом – приводят в порядок мемориальный комплекс, ухаживают за могилой Героя Советского Союза Михаила Елесина, над которой шефствуют уже много лет. Они еще пять лет назад – в год 60-летия Победы – взялись восстанавливать могилы и имена захороненных в них воинов, но теперь благодаря гранту могут делать это с другими школьниками края более полно и качественно.
– Мы не должны забывать, что не только в местах боевых действий, но и у нас, на Алтае, большой простор для поисковой работы, – говорит руководитель музея школы N 54 Ольга Зайцева. – В годы войны на территории края было 59 госпиталей, шестнадцать из них располагались в Барнауле. Это большая проблема – найти сейчас, где именно похоронен умерший от ран воин. Многие – уроженцы далеких от нас мест. За их могилами долго никто не присматривал, все опознавательные знаки со временем стерлись. К сожалению, плана захоронения кладбища нет. Но мы не теряем надежды, что он еще найдется, как нашлись в архивах алфавитные книги госпиталей. Из них мы узнали не только имена и отчества 150 умерших солдат, но и где они родились, когда, где и почему умерли.
На кладбище есть памятники, где уже стерлись фамилии, но сохранились фотографии. Благодаря Интернету сейчас есть возможность показать эти лица всему свету – может, где-нибудь на Украине, в Таджикистане, Узбекистане найдутся родственники. Ольга Викторовна не исключает, что поисковики скоро этим займутся.
…Я вглядываюсь в ржавый памятник, где едва заметны следы выцветших букв. Читаю: "Здесь покоится прах Блинова, родился в 189…" Последнюю цифру уже не разобрать. Дата смерти – 1941 год.
в новости использовано фото с сайта fotki.yandex.ru