Два года застоя в сфере оплаты труда в Алтайском крае. Будет ли продолжение?
"Два года застоя в сфере оплаты труда в Алтайском крае. Будет ли продолжение?", - кадровое агентство Persona Grata сможет ответить на этот вопрос точно в 4 квартале 2010 года.
Какие факторы влияют на мотивы работодателей в отношении изменения заработных плат?
Фактор № 1. Зарплатные тенденции в городе/регионе. На сегодняшний день этот фактор заставляет работодателей независимо от успешности бизнеса платить работникам заработную плату, зачастую едва хватающую на элементарное жизнеосуществление (оплату коммунальных, продукты питания). Специалисты такого же уровня в других регионах могут получать вознаграждение в 1,5-2 раза выше, а иногда и в 3, чем в Алтайском крае. Напомним, что по Сибири, Алтайский край по уровню заработных плат на находится на последнем месте.
Каким образом можно "добыть" информацию о реальных заработных платах?
Зарплатный фон в регионе/городе можно понять, если компания сталкивается с постоянной потребностью в пополнении штата/замене сотрудников. Таким образом, данные о заработных платах поступают от соискателей, проходящих на позиции в компании.
Другой вариант – заказ исследования заработных плат компании, специализирующийся на таких исследованиях, по отдельным категориям персонала выборочно. Этот вариант используется в случаях:
а) когда становятся явственны негативные настроения работников в отношении заработной платы, что выражается в высокой текучести, низкой мотивации на качественный труд и мотивации на достижения.
б) когда необходимо запустить новый проект, предварительно при этом просчитать бюджет в части фонда оплаты труда.
Еще один вариант – заказ исследования заработных плат по всем категориям персонала в определенный период для того чтобы:
а) проконтролировать "в рынке" ли заработные платы компании и возможно стоит проиндексировать заработную плату на следующий рабочий период.
б) решить на какой процент увеличить оклады. В данном случае поможет только исследование, поскольку рост заработных плат неравномерен по категориям персонала и связан с текущей ситуацией на рынке.
Например, на сегодня самой востребованными категориями персонала на рынке является менеджер по продажам (именно на зарабатывающее подразделение компании руководители возлагали почетную миссию удержания компании на плаву) и квалифицированный рабочий.. Соответственно в связи с ростом спроса, компании всеми силами стараются их заманить, в том числе и материальной составляющей, вероятнее всего потребуется пересмотр материальной мотивации данных категорий уже сейчас.
Фактор № 2. Коэффициент инфляции. Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен, который рассчитывается по отношению к базовому периоду.
Индексы потребительских цен (Алтайский край)
|
в процентах |
|||
|
Апрель 2010 к |
Январь-апрель 2010 к |
||
марту |
декабрю 2009 |
апрелю 2009 |
январю-апрелю 2009 |
|
|
|
|
|
|
Все товары и услуги |
100,2 |
102,7 |
106,0 |
107,1 |
Базовый индекс потребительских цен |
100,1 |
101,8 |
105,3 |
106,8 |
Все товары |
100,2 |
102,4 |
105,9 |
107,1 |
Продовольственные товары |
99,5 |
104,1 |
105,3 |
106,0 |
Непродовольственные товары |
100,7 |
101,1 |
106,4 |
107,8 |
Услуги |
100,2 |
104,0 |
106,1 |
106,8 |
Все товары и услуги (без товаров и услуг, входящих в расчет БИПЦ) |
100,4 |
106,6 |
108,9 |
108,1 |
Все товары и услуги |
100,2 |
102,3 |
106,1 |
107,3 |
Продовольственные товары (без алкогольных напитков) |
99,6 |
103,4 |
104,0 |
104,9 |
Алкогольные напитки |
99,3 |
107,0 |
111,1 |
111,1 |
Таким образом, мы видим, что ИПЦ в Алтайском крае вырос несущественно. Интересен тот факт, что уровень инфляции измеряется разными видами товаров и услуг для разных категорий персонала. Более высокооплачиваемый персонал (как раз представители топ-менеджемента) мыслит динамикой цен недвижимости, транспорта. В связи с падением рынка строительства, недвижимости можно говорить о дефляции. Чем более низкооплачиваем персонал, тем более значима динамика цен на услуги ЖКХ, товары из "продуктовой корзины". На сегодняшний день инфляция составляет 6-7%.
Фактор № 3.Прибыльность предприятия (успешность бизнеса). Обычно этот фактор берется во внимание в последнюю очередь. Но в Барнауле есть предприятия, которые руководствуются им, устанавливая заработные платы намеренно выше рынка. Как правило, это желание подкрепляется еще и тем, что работодатель предпочитает строить рабочий коллектив в рамках концепции "пожизненного найма". Со стороны соискателя такой подход считался бы самым справедливым.
Существует несколько подходов к установлению уровня заработных плат в компании.
1. Исходя из рыночных заработных плат.
Как показывает практика КА PersonaGrata в чистом виде этот подход используют компании г.Барнаула и Алтайского края часто, особенно компании, подпадающие под категорию "малый бизнес" или крупные компании, которые в Барнауле и Алтайском крае представлены обособленными подразделениями и филиалами с усеченной структурой.
2. Исходя из рыночных заработных плат и ценности специалиста/руководителя для компании. К такому подходу прибегают крупные компании, которые изучают рынок заработных плат исходя из информации, попадающей к ним от соискателей на позиции. Для ключевых единиц устанавливаются индивидуальные тарифы.
3. Исходя из внутреннего фокуса (прибыльность бизнеса, уникальность/ценность/риск потери специалистов, цели компании).
В зависимости от того, что сегодня важнее для организации: выйти на новый рынок, занять определенную рыночную нишу, произвести техническое перевооружение, заработная плата может устанавливаться выше, а иногда даже значительно выше рынка. Компании в этом случае поверхностно оценивают уровень зарплат в регионе/городе, ориентируясь на открытые источники. Реже в бизнесах с высокой рентабельностью работодатель платит заработную плату, не оглядываясь на рынок, а исходя из экономических канонов той или иной сферы.
Итак, что бизнесмены могут взять себе на вооружение.
Система оплаты труда в большинстве компаний окладно-премиальная, поэтому с рынка нужно брать суммарный ежемесячный доход и изучать его структуру.
Для установления дохода в своей компании нужно помнить, что чем выше уровень ответственности руководителя, специалиста, тем ближе к максимуму по рынку должно быть их вознаграждение.
Зачастую соискателей раздражают заоблочные по их мнению цифры дохода руководителей. Почему же в крупных компаниях руководители получают достаточно высокую зарплату? Потому что они отвечают за всю работу крупной компании, и любая ошибка в его работе может привести к крупным потерям. Поэтому, чем выше уровень компании, чем выше позиция, чем выше уровень ответственности, тем большие риски несет потеря данного руководителя/специалиста или ошибка, связанная с некомпетентностью.
Компания вольна выбирать внешний или внутренний фокус. Но работодатель часто ошибочно полагает, что сотрудники не владеют информацией об успешности бизнеса.
В 2008 – 2009 гг. работодатели предпочли оставить заработные платы на прежнем уровне. Вряд ли можно аргументировать и решение работодателей индексировать заработную плату фактором "уровень инфляции". На сегодня речь скорее идет о стимулирующем воздействии такой меры как повышение вознаграждения за труд. В последнее время многие работодатели в диалогах с консультантами кадровых агентств указывают на трудовой пессимизм своих работников, как персональный, так и нередко коллективный. Может быть стоит задуматься о том, что вера в "светлое будущее" нашей экономики, как следствие веры в перспективность того бизнеса, в котором человек работает в какой то степени зависит от обсуждаемого выше обстоятельства?, - задаются вопросом специалисты Persona Grata.
Напомним, большинство читателей amic.ru (508 человек), принявших участие в опросе "Выросла ли Ваша зарплата в текущем году?", ответили, что роста не произошло. Заработок увеличился только у 110 человек.
Выросла ли Ваша зарплата в текущем году? | |
нет | 508 чел. |
да | 110 чел. |
стала меньше | 335 чел. |
затрудняюсь с ответом | 10 чел. |
Всего проголосовало: 963 чел. |
в новости использована иллюстрация с сайта fishery.ru