Православные из Бийска: в духовном воспитании ребенка даже единая школьная форма имеет значение
Сегодня, 28 мая, газета "Бийский рабочий" знакомит своих читателей с директором Православной гимназии во имя Иоанна Кронштадтского Николаем Афониным и самим учебным заведение, которым он руководит.
Гимназия уже давно и прочно вошла в школьно-образовательную жизнь Бийска: ребята-гимназисты активно участвуют в светской жизни города, занимая престижные призовые места в олимпиадах и конкурсах разных уровней. О том, "как все это было", о планах, чудесах и просто о жизни – интервью с Николаем Афониным.
– Николай Иванович, первый вопрос: православная гимназия была создана как альтернатива общеобразовательному стандарту?
– Мы родились в 1996 году, и думаю, не нужно объяснять, какие это были годы. Разгул криминала, резкое снижение общественной нравственности и морали, и самое страшное, что основной удар приняли на себя дети, которые во все времена были своеобразными индикаторами, чутко реагирующими на все социальные потрясения. Поэтому мы и решили создать нашу гимназию как некое нравственное убежище для детей, чтобы создать в ее стенах все условия для воспитания гармоничной и всесторонне развитой личности. И в первую очередь, конечно, наша гимназия была нужна для воцерковленных семей, решивших идти своей православной дорогой. Для тех, кто избрал своей судьбой дорогу к Храму: не секрет, что детям из таких семей иногда очень трудно адаптироваться в условиях обычной школы.
– Думаю, что вы встретились на первых порах с определенными финансовыми трудностями. К сожалению, закон бизнеса работает во всех сферах: чтобы что-то создать, нужно много вложить.
– Разумеется! Себе в подспорье мы сразу взяли поле в Целинном районе: сеяли своими силами там пшеницу, картошку, овощи. К счастью, мир не без добрых людей, местные фермеры тут же взяли над нами шефство: кто картошки на посадку даст, кто помидорную рассаду, зерна мешок принесет, вот так общими усилиями и засадили наше поле. На первых порах под гимназические классы нам выделили несколько помещений на маслосыркомбинате, а ремонт там своими силами делали. Первые наши парты были старинными, их нашли где-то… Черные, дубовые, мы их обжигали потом. Но знаете, когда есть определенная и благая цель, помогают и люди вокруг, и Бог. Поэтому, оглядываясь назад, вспоминаю только радость от созидания.
– Гимназия имеет государственный статус?
– Да, у нас есть государственная аккредитация, несмотря на нашу конфессиональную ориентированность. Выпускники получают обычный аттестат зрелости, сдают обычные ЕГЭ; наряду с духовным опытом гимназисты получают и необходимый стандартный набор школьных знаний. Мы работаем по трем направлениям: светское, начально-духовное и музыкальное. Заключили договор с музыкальной школой № 1, так что гимназисты получают и профессиональное музыкальное образование.
– Интересно, ваши выпускники потом все выбирают путь духовного служения?
– Что вы, нет, конечно. Пятьдесят процентов действительно идут после окончания гимназии по духовному пути – поступают в духовные семинарии Тобольска, Томска, Барнаула и Новосибирска. Сорок процентов выпускников поступают в российские университеты и выбирают светские профессии: наши ребята и на физмате учатся, и на филологических факультетах. Остальные ребятишки расходятся по колледжам и училищам. Мы отслеживаем путь наших выпускников, со всеми связь поддерживаем.
– Николай Иванович, немного нескромный вопрос: гимназисты по внешнему виду очень отличаются от остальных учеников города – школьная форма у вас очень скромная и строгая. Дети не чувствуют себя уязвленными, не такими, как все?
– Да, у нас действует строгое внутреннее уложение насчет единой формы, поведения, но, смею вас уверить, дети не чувствуют себя уязвленными. Наоборот, в нашей гимназии нет такого явления, как классовая зависть, когда дети по внешнему признаку четко разделяются на богатых и бедных. Вы посмотрите, какая "ярмарка тщеславия" цветет в обычных школах: одни родители могут себе позволить купить ребенку дорогие вещи, другие нет! Одни дети щеголяют в дорогих обновках, пользуются дорогими учебными принадлежностями, другие дети довольствуются малым. А все это рождает такие плохие чувства, как зависть, пренебрежение, злость. В нашей гимназии запрещено приносить сотовые телефоны, дорогие пеналы, и другие принадлежности. Наши дети не знают, что такое зависть. Да, наши ребятишки не такие, как все, у них немного другая шкала ценностей. Помню, как на каком-то концерте к нам подошла женщина и удивленно спросила меня: "Чему вы их учите? У ваших детей такие ясные, добрые глаза!". А все начинается с малого, и даже общая для всех форма имеет значение в таком важном деле, как духовное воспитание ребенка.
– А может, к примеру, невоцерковленная семья привести к вам своего ребенка?
– Может, конечно. Но все-таки нам важно, чтобы семья двигалась по своему духовному пути в сторону Храма, чтобы в ребенке были изначально заложено духовное начало. Тогда у ребенка не будет некой двойственности в жизни с одной стороны – православное обучение в гимназии, с другой – семья, в которой нет православных традиций. К нам, кстати, очень много приводят детей благодаря сарафанному радио, и мы не отказываем никому.
– Ваши дети удивительно музыкальны, один хор чего стоит…
– Музыка постоянно сопровождает наших детей, я уже говорил, что музыкальным образованием гимназистов занимаются профессионалы из музыкальной школы № 1.
– У вас нет ощущения "герметичности" гимназии, такой изолированности от внешнего мира? Ведь наступит время, когда дети выйдут во внешний мир…
– Гимназисты ведут очень активную светскую жизнь: и в олимпиадах участвуют, и в конкурсах, и в фестивалях. Мы вместе с профессиональными городскими музыкантами ведем очень серьезную миссионерскую работу – выезжаем с концертами по селам и деревням Алтайского края, там иногда живой музыки, как говорится, в глаза не видывали. Помню, на одном из наших концертов стояла женщина в дверном проеме и плакала. Потом сказала, что никогда не слышала, как звучит скрипка вживую, а оказывается, вместе с ней душа в небо улетает… Кстати, я уже говорил, что мир не без добрых людей – на таких концертах нам тоже сельчане помогают. Приехали в один клуб, а там пианино расстроенное; нашли машину и поехали за настройщиком, который жил в другом селе за шестьдесят километров. Машину нам сельчане нашли и заправили: как, говорят, мы вас ждали-ждали, неужели не поможем?! В ноябре это было. К счастью, и настройщик ехать с нами не отказался, говорит: а как же? Поеду, не отменять же концерт. Повторюсь, благие дела всегда людей объединяют.
– А есть ли место чуду в вашей повседневной жизни?
– Чудеса всегда рядом с нами. И мы с нашими гимназистами их много видали, знаете, такие добрые знаки Божественного Провидения… Вот, к примеру, что мы наблюдали…На поле это нашем было, в Целинном районе. Выдался один год, когда мы зерно не смогли закупить. И нам предложили фуражное, которое на корм скоту идет. Мы подумали и согласились – выхода другого не было, поле нужно было засеять. Правда, фермеры нас предупредили: урожая у вас не будет, даже не надейтесь. Приезжаем с инспекцией на поле спустя какое-то время: карлык метровый вымахал, осот растет и между ними пшеничка наша. И, как сказали нам агрономы, никак нашу пшеницу от этих сорняков не убережешь. Что делать? Молимся мы всей гимназией, потому что от этого урожая наше благосостояние зависит. В следующий раз приезжаем: осот желтый и сухой стоит, а карлык покрыт какими-то странными насекомыми. Они карлык весь подчистую съели и пропали. В результате осталась наша замечательная пшеница! Или вот еще. Пора урожай собирать – пшеница тяжелая стоит, вот-вот на землю упадет. Приезжаем, чтобы с комбайнерами договориться, а над всеми полями – тучи грозовые и дождь хлещет. Мы приуныли, все, думаем, без урожая останемся. И вдруг видим – бежит к нам один наш добрый знакомый. Чудо, кричит, чудо! Прибегаем на поле, а над ним будто чья-то добрая рука тучи раздвинула, вокруг дождь хлещет, а над нашим полем – солнце. И комбайн по кругу ходит, пшеницу убирает. Разве не чудо?
– Говорят, у утренней молитвы есть особые свойства?
– Утренняя молитва формирует у наших детей доброе внимание. Знаете, это такой замечательный способ концентрации детского внимания. Не надо призывать к тишине, строжиться и стучать указкой, нужно просто помолиться.
Фото Александра Черепанова "Бийский рабочий".