Вопрос о строительстве автомобильной трассы на Китай по-прежнему находится в стадии обсуждения.
Как сообщила в интервью "Алтайской правде" заведующая лабораторией регионального природопользования, кандидат географических наук Белла Красноярова, в настоящее время никаких научных и тем более проектных разработок этого вопроса не проводится. Идет обсуждение необходимости и возможности строительства дороги на межправительственном уровне.
Красноярова отметила, что при проектировании прямого сообщения Россия - Китай (западный вариант) рассматривалось шесть вариантов прокладки трассы, и даже при некотором лоббировании монгольского варианта прямое сообщение Россия - Китай, по оценкам специалистов Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, оказывается более экономически эффективным.
"Мы работали только по этому последнему варианту", - сообщила Белла Красноярова, - "и нами был предложен, на наш взгляд, оптимальный путь трассы, позволяющий обойти по сухой морене наиболее ценную, с точки зрения сохранения биоразнообразия, Бертекскую низменность, которая и составляет часть "Зоны покоя Укок". В настоящее время при отсутствии дорог на плато Укок, в Чуйской степи и в степях Монголии каждый выбирает себе трассу с учетом собственных интересов и проходимости своей машины. В результате малонаселенная, но посещаемая Бертекская низменность, как шрамами, покрыта разбитыми колеями и рытвинами - следами прохода или буксования тяжелых машин.
Коллектив нашего института в настоящее время принимает участие в работе по экспертной оценке трансграничной биосферной территории (ТБТ) "Алтай", возможность создания которой рассматривается на пересечении границ четырех государств - Казахстана, Китая, Монголии и России. Особенность ТБТ, по словам ученой, состоит в том, что на ее территории предусматривается наряду с сохранением биологического и ландшафтного разнообразия и учет социально-экономических интересов местного населения. В состав ТБТ "Алтай" в случае создания при любом варианте развития входит и территория плато Укок.
Автодорога - достаточно сложное техническое сооружение, ее строительство всегда предваряют специальные изыскания, осуществляются определенные природоохранные мероприятия и проводится экологическая экспертиза, которая в качестве обязательного условия рассматривает наличие согласования проекта с местным населением. Дорожное строительство осуществляется с учетом природных условий, строительных норм, правил, экологических ограничений, а дополнительные изыскания зоны возможного строительства автодороги село Кош-Агач - перевал Канас были бы весьма полезны, в особенности в условиях активизации сейсмических процессов в регионе, - резюмировала Красноярова.