Генпрокуратура прислушалась к общественному мнению
Генпрокуратура России предложила расширить круг родственников чиновников, которые должны каждый год подавать декларацию о доходах. Сейчас, как известно, это обязаны делать только сами госслужащие и их супруги. В юридических аспектах новой антикоррупционной меры разбирался корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Гололобов.
Гололобов: Атака на коррупцию по всему фронту, жестокая и беспощадная. Генпрокуратура прислушалась к общественному мнению и предложила включить в число лиц, обязанных подавать декларацию, почти всех родственников чиновника. Помимо его самого и его жены, это их дети, родители, братья, в том числе и двоюродные, а также дяди и племянники. Идея эта витала в воздухе, и очень хорошо, если она, наконец, будет воплощена в жизнь, считает директор Центра антикоррупционных исследований "Transperency International Елена Панфилова.
Панфилова: Потому что без слез смотреть на декларации доходов в той форме, в которой они существуют, невозможно. Особенно учитывая, что многим известны родственные связи тех или иных чиновников, есть вопросы к ним о происхождении различного имущества. В нашей ситуации системной коррупции, видимо, результатом должно стать некоторое расширение круга членов семьи.
Гололобов: Но одним лишь декларированием доходов родственниками чиновников Генпрокуратура ограничиваться не намерена. Она предложила еще одну антикоррупционную инициативу - наладить контроль за расходами высокопоставленных госслужащих. То есть если в декларации указаны совсем небольшие доходы, но при этом чиновник, например, умудрился построить себе огромный замок ценой в миллионы долларов, то сразу возникают вопросы. И такой опыт есть за рубежом, поясняет Алексей Бинецкий, председатель президиума Московской коллегии адвокатов:
Бинецкий: Если мы располагаем фото чиновников, которые в Ницце курят дорогие сигары на борту дорогой яхты, то в любой так называемой цивилизованной стране министр вылетает с работы навсегда.
Гололобов: Так должно быть и у нас. Любая тень, которая падает на чиновника либо на членов его семьи, должна вести к детальному и желательно публичному разбирательству, считает Алексей Бинецкий.
Бинецкий: И затем, если факты будут установлены, что чиновник действовал осознанно, он должен быть отстранен, а именно уволен с госслужбы без права занимать такую должность навсегда. Вот эта мера, прописанная в законе, будет самой эффективной и действенной.
Гололобов: Пока же за недостоверное предоставление сведений о доходах чиновниками Генпрокуратура предлагает установить административную ответственность. Если же факты коррупции будут доказаны, то дальше последует и уголовное наказание.