Биомедицинская этика: в Барнауле обсудили, где тот предел, на котором люди должны остановиться?

"70% недовольных качеством медицинского обслуживания отмечают неумение или нежелание врачей и медсестер общаться с пациентом и поддерживать его морально. Технологии, неся спасение, принесли обществу и проблемы, о которых раньше мы и понятия не имели. Генная инженерия, дающая высокую результативность, сохраняющая высокое качество жизни. Или суррогатное материнство, когда эмбрион, возникший в пробирке, развивается в утробе суррогатной матери – вот и готов новый человек. Технологические проблемы таких методов решены, осталась самая малость – ответить самим себе на вопросы этического плана. Где тот предел, определенный Господом, на котором люди должны остановиться?", - весьма непростую тему подняли в статье, опубликованной в газете "Вечерний Барнаул"  . Дело в том, что ученые, врачи, представители духовенства Барнаула впервые публично актуализировали тему биомедицинской этики. Она стала предметом обсуждения на научно-практической конференции "Марфо-Мариинские чтения".

Предлагаем читателям amic.ru ознакомиться с мнениями участников этих чтений.

Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский:

- В истории человечества служение врача и священника неразделимы, поскольку в православной традиции – видеть в человеке единую телесно-духовную природу. Высочайшее достоинство человека в том, что он являет собой образ Божий, в его телесной и духовной организации. То есть мы обязаны беречь и душу свою, и тело, поэтому с первых веков и до наших дней служение врача окружено особым почтением Церкви. Среди святых – евангелист Лука, он был врачом; великомученик Пантелеймон; мученики, врачи-бессребреники Козьма и Дамиан; архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, основоположник гнойной хирургии; митрополит Антоний Сурожский, врач, философ и проповедник. В богослужебных текстах священники иногда именуются врачами, церковь – врачебницей, а исповедь и покаяние – исцелением. Такое понимание исходит из того, что грех, вошедший в мир через падение Адама и Евы, в широком смысле – это болезнь. Но болезнь и смерть, телесные и духовные – не норма, это искажение и повреждение. Норма – это здоровье и жизнь. Много сказано о том, что нравственное преступление, грех разрушают и душу, и тело человека. Но наркомания, алкоголизм, аборты, игровая зависимость – не просто проблемы, духовные и медицинские. Это социальное зло, грозные вызовы существованию человека – индивидуума, личности, биологического вида. В сфере биомедицинской этики остро обозначились проблемы, неизвестные ранее – трансплантация органов, суррогатное материнство, ЭКО, генная инженерия, смена пола, клонирование, эвтаназия. С развитием технологий у ученых порой возникает чувство мнимого всемогущества, кардинально пересматривается модель взаимоотношений "врач – пациент", когда личность доктора нивелируется и отходит на второй план, на первый же выходят компьютерные технологии. Эти явления требуют научного и философского осмысления. Замечательно, что вера и медицина сегодня плодотворно взаимодействуют. Еще двадцать лет назад появление священника в больнице было делом немыслимым, а сейчас в крупных клиниках края открыты комнаты-часовни, активно развивается православное сестричество во имя преподобной мученицы Елисаветы, Общество православных врачей. Конечно, проблем в отношениях пациента и врача хватает, но, являясь отголоском времен гонения на церковь, они не имеют принципиальных противоречий. Общение врачей и духовенства помогает преодолеть это непонимание.

Ректор АГМУ, доктор медицинских наук, профессор Валерий БРЮХАНОВ :

- Современная медицина развивается как новая технологическая отрасль и в то же время сохраняет черты, присущие культуре, ремеслу, искусству. Физики и математики говорят, что наука начинается там, где присутствуют вычисления. В медицине они есть не всегда, и в этом смысле она относится к сфере искусства. Иногда одну и ту же хирургическую операцию с разными результатами выполняют два одинаково подготовленных хирурга: у одного бывают осложнения, у другого нет. Никто не может этого объяснить. Сегодня широко обсуждаются вопросы клонирования человека – не с точки зрения технологий, эти вопросы сегодня решены. Но можно ли, надо ли из клетки получать одного и того же человека, копировать его много раз, создавать близнецов, наследующих признаки одного организма. Проблема духовная, и Государственная дума отклонила пока этот законопроект. Изменились отношения "больной – врач", раньше при непосредственном контакте доктор принимал душевное участие в судьбе пациента, а не только выполнял те или иные манипуляции. И наука доказала, что врач лечит не только лекарствами, вмешательством, но и словом. Увы, технологии и прогресс обедняют это общение. Хирург в операционной порой и не знает, кого он оперирует – перед ним операционное поле, а не личность.

В условиях, когда врач и пациент выстраивают новые отношения, помощь медиков выступает в качестве услуги: одни ее оказывают, другие должны ее оплатить. Но можно ли перенести отношения "продавец – покупатель" в медицину в полном объеме? Представьте, что врач не рекомендует, а информирует пациента о том или ином виде лечения. И проблему "лечиться – не лечиться" оставляет на его выбор, тех самым не давая ответа больному, не беря на себя ответственность за него. Разве это не морально-этическая проблема? В целом российская медицина основывается на принципах гуманизма, духовности и милосердия, те, на которых стоит и Русская православная церковь. Она вернулась в лечебные учреждения, и наша общая задача – переосмыслить эти принципы в условиях рынка и тем самым повысить уровень и медицины, и духовности общества.

Директор Барнаульского медицинского колледжа Владимир САВЕЛЬЕВ:

- У нас постоянно звучит в отчетах и разговорах, что реализация нацпроекта "Здоровье" идет успешно, и это действительно так. Но больницы строятся и оснащаются, а жалоб на медицинские услуги меньше не становится, виной тому – наше неумение общаться друг с другом. В любой больнице есть люди, обладающие высочайшими профессиональными качествами, огромной терпимостью и терпением, любовью к пациентам, милосердием. И сегодняшняя задача – развивать эти человеческие качества. В истории нравственные начала всегда формировались вокруг служителей церкви, неважно, какую религию люди исповедуют. Почему мы должны любить людей? Когда Бог создал первого человека, он вдохнул в него часть своей души. Душа эта – в каждом из нас, и каждый из нас любит самого себя. Почему бы не передавать ту же бережность и чуткость людям, рядом с которыми мы работаем и живем. Воспитать нравственный иммунитет против черствости и хамства – вот к чему мы стремимся. Пресса пишет положительные статьи о докторах или власть их поощряет – все это не имеет значения. Лишь только удовлетворенность пациента нашими с вами совместными деяниями может стать их оценкой.
Читайте полную версию на сайте