Погромщики в Джалал-Абаде: «Русский, не суйся, это наша война с узбеками»

Киргизия содрогнулась от нового бунта. Теперь – между народами, - подробности сообщает корреспондент газеты "Комсомольская правда " Александр Гришин.

Накануне на юге Киргизии, в областном центре Джалал-Абад (откуда родом бежавший в Беларусь экс-президент Бакиев) начались межэтнические столкновения. И они грозят перерасти в настоящую межнациональную войну. Хуже всего, что их начала молодежь, которая не признает никаких авторитетов, абсолютно безбашенная и не может остановиться, если идет вразнос.

"ВСАДНИКИ" НЕ ПРИШЛИ

О том, что в среду в Джалал-Абаде должно что-то случиться, впологолоса говорили везде: на базаре, в кафе, в такси... Вечером вторника по городу поползли слухи, что за городом появились "всадники". Так здесь называют конных киргизов из горных селений. Организованных, решительных и беспощадных, если их довести до точки кипения.

Говорили, что "всадники" должны нахлынуть на ипподром Джалал-Абада в среду с самого на утра. Якобы на мирный митинг.

Джалал-абадцы стали подтягиваться на ипподром загодя. И к 11 часам утра тут уже шумела толпа не меньше 2 тысяч человек. А народ все прибывал.

К 12 часам было уже более 3 тысяч человек. "Всадников" не было, но и без них страстей хватало.

Все выступающие говорили о мире и дружбы киргизов и узбеков (узбеки составляют около 30% населения юга Киргизии), но каждый клеймил позором узбека Кадыржана Батырова — местного олигарха, основателя и владельца собственного университета в Джалал-Абаде. Именно люди Батырова, как говорят в городе, сожгли накануне дома семейства экс-президента Киргизии Бакиева и его родни. А сам Батыров выступил по местному телевидению и заявил, что его народ долго ждал такого периода, какой сейчас наступил в Киргизии, и должен теперь подняться.

Но как подняться, каждый в Киргизии сейчас понимает по-своему...

НОВАЯ СИЛА

Ситуация осложнялась еще и тем, что именно Батыров со своими людьми помог новой киргизской власти в пятницу вернуть в Джалал-Абаде здание обладминистрации и разогннал митинг сторонников прежнего президента — Бакиева. После чего он объявил, что собирает и вооружает свое народное ополчение, которое должно вместе с милицией следить за порядком. Понятно, что киргизов появление в своих краях мощной вооруженной силы, которую возглавляет этнический узбек, сильно возмутило.

Собравшиеся требовали, чтобы Батырова задержали и предъявили ему обвинения в грабеже, мародерстве и разжигании межнациональной розни. Вот только предъявить все это было некому. Никто из исполнительной власти Джалал-Абада на ипподром просто не пришел. Хотя, чтобы потушить страсти, как говорили митингующие, им хватило бы одного обещания губернатора разобраться с Батыровым или предъявления ордера на его задержание.


КАМЕНЫЙ МАРШ

Через полтора часа митинг закончился. Но вовсе не так, как ожидалось. Приняв резолюцию, в которой властям дали 24 часа на выполнение требований митингующих, тысячи киргизов (в основном молодежь от 16 до 25 лет) двинулись маршем в город к университету Батырова. В Джалал-Абаде моментально закрылись базар и все лавки. Милиция выставила ряды заграждений, но марш прошел сквозь них, как киргизский нож сквозь масло. У каждого кардона толпа задерживалось лишь на пару-тройку минут. Колонну моментально возглавил знаменосец с государственным флагом Киргизии, что говорило: марш все-таки планировался.

Чем ближе толпа подходила к университету узбека Батырова тем менее мирным становилось шествие. Хотя каждый из тех, с кем говорил в гуще марша журналист "КП", утверждали, что идут призвать Батырова к ответу морально, в кулаках у них уже появились камни, подобранные так, чтобы было удобно метать. И чем дальше, тем больше раздавались слова, что узбеков надо, мягко говоря, ставить на место.

КРОВЬ И "ЧЕРЕМУХА"

Мне все чаще приходилось для своей безопасности повторять: "Я русский, я из России". А вот оказавшегося рядом со мной телеоператора агенства Рейтер, этнического узбека, пришлось защищать, поскольку киргизы начали предъявлять ему претензии.

К полудню толпа наконец дошла до университета, и из нее полетели камни в окна и двери. Университет огражден высоким и прочным металлическим забором, но он бы не стал преградой. Остановил толпу лишь спецназ внутренних войск. Накануне в город прибыли два бортовых КамАЗа со спецназом, автобус солдат и два БТР. И это лишь то, что корреспондент "КП" видел своими глазами.

Спецназ открыл огонь в воздух, когда киргизы полезли на ограждение и начали расшатывать ворота. Толпа отступила, но стала метать камни с удвоенной силой.

Напрасно метались лидеры митингующих перед ними, воздевали руки, напрасно то же самое делали офицеры милиции. Молодежь абсолютно вышла из-под контроля.

Минут через 5 из за ограды университета и с его второго и третьего этажей киргизам ответили узбеки. Частью, теми же камнями, что залетели к ним, частью, булыжниками из собственных запасов. Камни тут везде. Осажденные узбеки бросали в наступающих некие подобия коктейлей Молотова (бутылки с горючими смесями), горящие тряпки.

Когда толпа попыталась завернуть за угол университета, ее встретил шквальный огонь в воздух из автоматов, который открыли солдаты и спецназ. Многие, присев, рванули обратно, а когда басовито пару раз рявкнул БТР, то сдались и самые настырные.

Появились и первые раненые. Одного парня просто пронесли на руках. Второй уже лежал в автобусе, который толпа перед этим тормознула и раскурочила. Эти двое, похоже, были ранены из автоматов или снайперских винтовок, стрелявших со стороны университета. Еще одному голову рассекли камнем. Автобус попытались завести, но ключей в нем не было.

Еще один мужчина лежал посреди дороги и истекал кровью. Его просто отнесли в сторону. Говорят, что позднее по дороге в больницу он скончался.

Спецназ периодически остужал обе горячие стороны: то киргизов, которые рвались штурмовать узбекский университет, то узбеков, которые выскакивали из ворот со своей контратакой. Наконец спецназ устал уговаривать и пустил в ход "черемуху".

Киргизы отступили к центру города. А рванувших вдогонку узбеков спецназ загнал обратно — в стены альма матер. В здании не оставалось ни одного целого окна.

ЭТО СТРАШНЕЕ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ

Но и на этом киргизский бунт не кончился. Дойдя до базара молодежь принялась разбирать ограды на отдельные арматурины для встречи узбеков, которые рано или поздно должны были выйти из университета.

Город замер.

От мирной совместной жизни узбеков и киргизов, которая худо-бедно проистекала до сих пор на юге Киргизии, не осталось и следа.

Уже после столкновений, о возможности которых весь Джалал-Абад говорил заранее за пару дней, в город вылетел министр обороны временного правительства Киргизии Исмаил Исаков. Как горько подытожили киргизы: "У нас всегда так, после драки власть просыпается".

Временное правительство выступило с заявлением, что это провокация, организованная Бакиевцами. Если они действительно так думают, значит, они просто не отдают (или не хотят отдавать) себе отчета в том, что произошло. Как сказал мне один молодой киргиз: "Русский, не суйся, это наша война с узбеками". Конфликт пошел не между политическими силами, а между народами — киргизы Джалал-Абада стали лупить узбеков Джалал-Абада.

А это уже не похоже на просто контрреволюцию сторонников Бакиева. Это страшнее.

В завершение корреспондент "КП" Александр Гришин пишет: число пострадавших в столкновениях в Джалал-Абаде составило 52 человека. Погиб 1 человек, 16 ранено. Властями решается вопрос о введении в городе комендантского часа

Фото: Александр ГРИШИН



Читайте полную версию на сайте