Девять колоколов барнаульца Димы Прокопьева

Газета "Вечерний Барнаул " опубликовала статью о парне с необычной профессией, - она называется "Девять колоколов Димы Прокопьева". Предлагаем читателям amic.ru с ней ознакомиться.

Когда все одноклассники Димы идут после школы кто куда – сам он едет в Иоанно-Богословский храм, который на улице Взлетной. Поднимается наверх, под самый купол, в колокольню. Здесь его, скажем так, рабочее место, точнее – служение. 15-летнему звонарю легко подчиняются все девять колоколов – и самый большой, который весит больше тонны, и самый маленький – всего-то шесть килограммов. Самые крупные, тяжелые колокола управляются от ножного привода, легкие – руками, при помощи веревок.

И хотя все отлиты в одном месте – в городе Каменск-Уральский, у каждого свой звон, свой характер.

Отсюда, под самым восьмитонным куполом, виден весь микрорайон – новостройки на Балтийской-Лазурной, припаркованные к торговому центру "Европа" автомобили, бассейн на Взлетной. Но в эти минуты, под гул колоколов, не думаешь о мирском. Этот гул истории как бы соединяет прошлое с будущим, проходит через тебя, поднимая самое сокровенное.

От гула непривычно закладывает уши, как будто стоишь рядом с самолетом. Звонарю проще – он в наушниках, - пишет корреспондент "ВБ" Олег Купчинский.

- Всего звонов восемь: будничный, праздничный, постный, водосвятный перезвон, погребальные перебор и перезвон и звон на крестный ход, – рассказывает Дима. – После звона испытываю какое-то умиротворение, спокойствие. Если до того как подняться в звонницу у меня бывают какие-то проблемы, мысли грустные – потом я о них забываю: они куда-то рассеиваются, становится очень хорошо…

Дмитрий уже три года служит звонарем в храме. До этого был простым прихожанином, ходил в воскресную школу при храме, потом по благословению отца Георгия стал пономарить в алтаре – вытирать пыль, убирать свечной воск, помогать во время службы. А затем доверили ему быть звонарем еще в старом, деревянном храме, который несколько лет стоял на месте нынешнего величественного здания. В том старом храме было всего четыре колокольчика и несложные схемы звона. А в этом – девять колоколов, и все гораздо сложнее. Пришлось учиться этой науке. Для этого специально приезжал из Архангельска звонарь Владимир Петровский и месяц обучал нескольких человек по 2 часа в день, совмещая теорию с практикой. Через месяц – экзамен. Дмитрий его сдал и был допущен к колоколам.

- При звоне важно чувство ритма, звон должен быть равномерным, четким, – объясняет мальчик. Вначале мы на тренажерах обучались, был пульт, модель, и веревочки к крючочкам привязаны, отрабатывали схемы звонов. Гораздо сложнее было применять теорию на практике – на большой колокольне язычки колокольчиков вращались по кругу, и не удавалось сразу их почувствовать, "поймать" и начать звонить.

Потом Дмитрий сдал экзамен и стал звонарем. Утром в школе, вечером – в храме. Полчаса от дома до школы-лицея "Сузуки", столько же – от школы до храма.

- Это удобно, – считает подросток.

Он воспитывается в религиозной семье, правда, раньше родители, да и он сам, были лютеранами. Но потом решили принять православие. "Я понял, что это моя Церковь, моя вера".

В школе Дима учится на четверки и пятерки. Одноклассники спокойно относятся к его служению, нейтрально. А вот учителя порой против того, что иногда из-за церковных праздников ему приходится быть в храме, а не за школьной партой.

- Они боятся, что я программу не освою, ЕГЭ не сдам. Но я тогда дома пытаюсь наверстать материал, чтобы ко мне претензий не было.

Свое будущее мальчик тоже связывает с церковью, мечтает поступить в духовную семинарию.

Увлекается 15-летний звонарь еще резьбой по дереву. Вырезает то елочки к Рождеству, то яйца к Пасхе, то полочки… Телевизор дома все смотрят редко – только фильмы религиозного содержания.

- Мои сверстники часами просиживают в Интернете, играют – я этого не делаю. И Интернетом почти не пользуюсь. Там, конечно, есть много полезных православных сайтов – но я себя ограничиваю. Во всем должна быть мера. По большому счету мне это не нужно, да и времени нет.

Моральные нормы для многих, к сожалению, мало что значат. А то, что принято в миру, неприемлемо в церкви. Например, гражданские браки.

- Я к ним отрицательно отношусь, – говорит Дима. – Брак по-любому должен быть законным. Люди приходят венчаться в храм, чтобы Господь благословил брак. А гражданский брак ничем и никем не заверяется – это считается грехом блуда. Такие союзы ненадежны, непрочны, легко появляются, а затем распадаются. Люди не чувствуют ответственности за свои поступки. У каждого свой путь к Богу, и рано или поздно Господь дает шанс, ставит перед выбором человека – либо прийти к Богу, либо продолжать грешить. Часто человек выбирает не трудный путь к Богу, а более легкий, удобный, мирской. Жить и ни о чем не задумываться. А тут надо ответственно относиться к поступкам, мыслям, ограничивать себя… Я стараюсь брать у людей только лучшее. Один человек добрый, другой спортивный, третий – развит духовно. У каждого свое.

Кумира у Дмитрия нет. А любимые книги – в жанре православного фэнтези. Автор – Юлия Вознесенская.

- Захватывающе, интересно она пишет. Поднимаются проблемы недостаточной духовности, нравственности людей.

К тем своим сверстникам, кто живет неправильно, вне церкви, предаваясь разным порокам, Дмитрий относится с пониманием:

- А им так легче. Нет такого греха, который Господь не простил бы, у каждого всегда есть возможность прийти к Богу. Это их выбор. Их жизнь. На моем примере ребята видят, что есть другая возможность и другая жизнь. Но если не хотят – и не надо… У меня есть друг – он не отрицательный. Нравственный, хотя и не верующий. Я думаю, что в будущем он воцерковится. Но пока я даже не приглашал его сюда, в храм, – всему свое время.

Читайте полную версию на сайте