Кто и как выбирал Евдокимова?
Предлагаем вниманию читателей фрагменты интервью, взятого корреспонденткой из Уфы у "PRофессиональныых бесPRедельщиков" - Влада Чернова и Олега Светлова (такое прозвище получили молодые люди среди своих коллег по цеху), консультировавших в период выборной кампании М. Евдокимова, авторов слогана "Шутки в второну".
Корр.: - Начнем с интриги: вы довольно резко отреагировали на информацию о том, что пиарщики Межпромбанка, работавшие с Веремеенко на президентских выборах в Башкирии, по тому же шаблону провели и выборы Евдокимова? (После публикаций в ряде федеральных СМИ на эту тему на сайте "Верочка.Ру", являющемся частным литературным интернет-проектом наших собеседников, появилась язвительная отповедь, смысл которой, если коротко, сводился к следующему: Чернов и Светлов консультировали Евдокимова... по телефону, и вообще, все выдающееся просто. - Авт.).Можно уточнить, какое отношение вы имеете к губернаторским выборам на Алтае?
Олег Светлов (О.С.): - Прямого отношения не имеем.
Корр.: - Так что же это был за всплеск эмоций на "Верочке.Ру"?
Влад Чернов (В.Ч.) после паузы: - Ну, хорошо... Непосредственного участия в выборах на Алтае мы не принимали. Там действовала ростовская команда пиарщиков. Мы просто кон-суль-ти-ро-ва-ли...
Корр.: - По телефону?
О.С.: - Ну... в том числе и по телефону.
Корр.: - Столичные политологи, обсуждая алтайские выборы, отмечали, что победа Евдокимова стала возможна только потому, что на Алтае Кремль сознательно "отпустил поводья" и позволил народу поиграть в демократию.
О.С. - Нам так не показалось. Еще в начале этого года все аналитики - в том числе, и кремлевские - были уверены, что победит прежний алтайский губернатор Суриков. Изначально Евдокимова никто всерьез не воспринимал. Он и зарегистрировался почти в последний день. В феврале о нем писали, как о клоуне, как о кандидате от партии смеха. Однако для алтайских избирателей он был и остается земляком, человеком, которому верят.
В.Ч. - В ходе выборов Суриков неоднократно обращался к Евдокимову с предложением пойти с ним на выборы в тандеме. Суриков был абсолютно уверен в собственной победе. Точнее, его убедило в этом его окружение: дескать, 70-процентная поддержка электората ему обеспечена. Но на самом деле все было далеко не так. Когда мы провели первичный анализ в январе, получили результаты, почти полностью подтвердившиеся по итогам первого тура: Евдокимов - около 39 процентов голосов, Суриков - порядка 47 процентов. Но даже после таких результатов первого тура Суриков не оценил всю серьезность ситуации, вновь доверившись успокоительным прогнозам подчиненных. Такая доверчивость для главы региона оказалась фатальной.
О.С.: - Кстати, Кремль в последнюю неделю перед вторым туром поддержал именно Сурикова, поскольку, видимо, все еще не воспринимал всерьез Евдокимова. Хотя, может, тут еще сыграло определенную роль и то, что всю прошлую зиму Кремль больше занимался выборами президента России, чем региональными политическими турнирами. Вдобавок на Алтае в марте, помимо губернаторских и президентских выборов, проходили одновременно выборы глав всех местных уровней власти. Некоторым районным главам вообще было не до губернаторских проблем, уцелеть бы самим.
Корр.: - А каково было административное давление на Алтае?
В.Ч.: - Очень сильное, впрочем, как и везде. Только один пример: в Бийске начальника штаба Евдокимова милиционеры буквально вывозили в лес и приставляли пистолет ко лбу. Пришлось потом приставить к нему охрану и обратиться в прокуратуру. Приезжих специалистов, работавших в команде Евдокимова, выселяли из гостиницы. В клубах, где Евдокимов должен был встречаться с избирателями, местный ОБЭП неожиданно устраивал обыски. Наверное, фальшивые доллары искали или ртуть... По опыту нескольких региональных избирательных кампаний можно сказать одно: стратегия поведения действующих губернаторов на выборах везде одинакова, и обвинять кого-то из них, что творят что-то несусветное, нельзя. Это, к сожалению, нормальная практика для России.
Корр.: - А почему вы все-таки не принимали непосредственного участия в полевой работе на алтайских выборах, как это было в Башкирии?
О.С.: - Если честно, у Евдокимова просто не было достаточно средств, чтобы нанять нас на полный полевой цикл. У нас есть четкие расценки на ту или иную выполняемую работу. Но иногда мы можем пойти на уступки, как в случае с Евдокимовым. Мы консультировали его команду практически бесплатно, по просьбе влиятельных людей.
Корр.: - Эти влиятельные люди - из Межпромбанка?
В.Ч.: - Заявляем официально: ни Межпромбанк, ни "Русский уголь" не принимали участие в финансировании кампании Евдокимова.
О.С.: - Все очень хотят притянуть Межпромбанк к алтайским выборам, но ни у кого ничего не получается, потому что этого не было. Деньги на избирательную кампанию были вложены самим Михаилом Евдокимовым и его друзьями....
Корр.: - Судя по некоторым публикациям в федеральных СМИ, столичные пиарщики, похоже, почувствовали в вас серьезных конкурентов, хотя еще недавно они не принимали вас в расчет, считая дилетантами.
В.Ч.: - Они и сейчас так считают, особенно после Алтая. Потому что, во-первых, после успеха Евдокимова и поражения Сурикова задето их самолюбие, а во-вторых, кое-что из того, что мы делаем, не отвечает правилам, прописанным в учебниках по PR.
Корр.: - А основной слоган кампании Евдокимова "Шутки в сторону", также поначалу раскритикованный в прессе, вы придумали?
О.С.: - Да, мы. Жизнь доказала, что слоган оказался удачным, вокруг него был выстроен первый тур выборов. Во второй фазе кампании работа велась под девизом "Мы ждем перемен". Допускаем, что эти слоганы кажутся форменным дилетантством в сравнении с таким фундаментальным призывом "Остановим вторжение!", который применяют почти в каждом регионе именитые московские пиарщики. Ориентируясь в основном на то, что данный слоган сразу придется по душе региональной элите.
Прим./ - Некоторые рассуждения молодых людей редакции кажутся спорными. Полный текст статьи можно прочесть на сайте "Национальная безопасность".