Минрегионразвития подготовило поправки в Жилищный кодекс
Речь идет о том, чтобы заставить всех жильцов многоквартирных домов платить по счетчикам, причем за все - воду, электричество, отопление и газ. По мнению экспертов, это поможет упростить процесс тарифообразования на все перечисленные услуги ЖКХ. А именно: граждане будут платить только за реальное количество потребленных услуг ЖКХ, а не за то, что где-то в земле текут трубы.
В перспективе это должно повлиять на размер квартплаты. Впрочем, как настаивают эксперты "РГ", для снижения квартплаты есть и другие резервы.
Они отчасти в самой структуре тарифа на услуги ЖКХ. Если вы платите за водоснабжение, условно говоря, тысячу рублей, то только 200-300 рублей идет на закупку электроэнергии, еще 100 рублей - на оплату труда. Зато 600-700 рублей уходят на так называемые "прочие расходы". Они в себестоимости "водного" тарифа составляют 60-70 процентов, говорит заместитель директора экспертно-аналитического департамента Фонда содействия реформированию ЖКХ Александр Бударин. В тарифе на тепловую энергию на них заложено 30 процентов. Остальное - затраты на топливо, на покупную тепловую энергию и оплату труда. Но если последние составляющие понятны и достаточно прозрачны, то по "прочим расходам" есть вопросы. Отследить эти расходы крайне сложно. Поэтому первый вывод, который делают специалисты от ЖКХ, надо внимательно проанализировать структуру тарифов и жестко контролировать расход денег.
"Предприятие всегда заинтересовано как можно больше своих затрат заложить в тариф. Поэтому можно предположить, что наверняка в любом тарифе есть резервы для его уменьшения", - считает специалист Института экономики города Дмитрий Гордеев. Но это не значит, что действовать надо наотмашь. "Нельзя взять и сказать, что 70 процентов на "прочие затраты" - это много, давайте оставим 50 процентов, - говорит эксперт. - Надо учитывать, что в тарифе заложены, например, средства на ремонт труб. Надо понимать, какие составляющие тарифа можно убрать безболезненно, а какие нельзя трогать ни в коем случае. Федеральной службой по тарифам прописана методика установления тарифа с учетом местных особенностей. Ее всегда можно взять и посчитать, верно ли начислен тариф".
Впрочем, не все так просто. В сфере жилищно-коммунальных услуг работают преимущественно монополисты. Например, водоканал в ста случаях из ста в любом городе один. Владелец монополии всегда может найти нужные рычаги и "продавить" повышение тарифов через местных законодателей. При этом речь не обязательно идет о коррупции - бизнесмен может в красках поведать о ветхих трубах и о необходимости их срочной замены. В результате тариф может вырасти больше, чем необходимо на самом деле.
К сожалению, на местах не везде есть специалисты, которые могут компетентно проследить за тарифообразованием, сокрушаются в Фонде содействия реформированию ЖКХ. И это уже зона ответственности региональной власти - найти таких специалистов и наладить контроль за формированием цен. Битва за разумные, реальные тарифы ЖКХ изначально должна проходить в регионах, говорит Александр Бударин.
"Тарифообразование нужно сделать публичным, - советует наш собеседник. - Муниципалитеты должны разъяснять гражданам, из чего они складываются, вести планомерную работу по информированию о преобразованиях в сфере ЖКХ". И не забывать напоминать, что для семей с низким достатком предусмотрены жилищные субсидии, если платежи за коммуналку превышают 22 процента доходов семьи.
Надо понимать, какие составляющие тарифа можно убрать безболезненно, а какие нельзя трогать ни в коем случае.
Анализ ситуации показывает, что муниципальные образования, получив в свое время от своих регионов право устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг, не везде распорядились им рационально. Просто взяли и повысили нормы, что тут же отразилось на конечной сумме платежа. В пример можно привести Москву. В прошлом году проведенная здесь проверка Контрольно-счетной палаты показала, что норматив водопотребления для граждан, у которых нет счетчиков, завышен в два раза.
Сейчас регионы спешно пытаются исправить ситуацию. Но и здесь, предупреждает Дмитрий Гордеев, нельзя "с водой выплеснуть ребенка". И напоминает, что установление нормативов на холодное, горячее водоснабжение и водоотведение было передано на региональный уровень еще в 2005 году, когда вступил в силу новый Жилищный кодекс. "Существует два способа установки норматива: расчетный или на основе опыта потребления коммунальных услуг похожих домов, - поясняет Гордеев. - При этом надо делать скидку на то, что норматив никогда не может быть точным".
Кстати, на то, что в этом году квартплата в отдельных регионах выросла на 50 и даже 80 процентов, повлияло и авральное проведение реформы ЖКХ. Как ранее сказал вице-премьер Дмитрий Козак, "в предыдущие годы многие муниципалитеты не проводили работу по повышению эффективности деятельности предприятий ЖКХ, не принимали решений о постепенной ликвидации перекрестного субсидирования, о замене натуральных льгот денежными выплатами". Но с 1 января 2010 года дальше откладывать реформу уже было нельзя. Новации ввели оптом, что для населения оказалось настоящим шоком.
Почему вдруг так заспешили? По закону Фонд содействия реформированию ЖКХ, который финансирует региональные программы капитального ремонта и расселения аварийного жилья, может направлять деньги только после того, как на местах завершат все мероприятия, о которых говорил Козак. В прошлом году средства давали под честное слово. В этом - лавочка закрыта. Не выполнил условия - новых денег не получишь, а "старые" придется вернуть. Вот регионы и расстарались. Платежи резко пошли в рост.
Взять хотя бы отмену так называемого перекрестного субсидирования. Это сложная, запутанная схема отношений граждан, предприятий, поставщиков ресурсов и государства, когда граждане платят меньше реальной стоимости услуг, зато предприятия - больше, чтобы компенсировать недоплату населением. При этом поставщик, который продает один и тот же ресурс разным категориям потребителей за разные деньги, еще и получает субсидии от государства, чтобы держаться на плаву. Отмена перекрестного субсидирования ломает эту порочную систему раз и навсегда. Вводятся единые тарифы для всех категорий потребителей ресурсов - и для граждан, и для предприятий. То есть тепло, вода стоят для всех одинаково. При этом государство больше не "подкармливает" поставщика ресурса субсидиями. Это справедливая схема отношений, создающая условия для формирования рыночных отношений в отрасли. Однако есть одно "но" - граждане получают квитанции, в которых значится 100-процентная стоимость жилищно-коммунальных услуг.
Кстати, ликвидацию перекрестного субсидирования предусматривали еще Закон "Об основах федеральной жилищной политики" 1992 года и постановление правительства РФ от 21 августа 2001 года, напоминает Александр Бударин. И все можно было бы сделать постепенно. И обойтись без шока. В результате, по данным Фонда ЖКХ, к настоящему моменту 28 субъектов РФ уже полностью отказались от перекрестного субсидирования. Во многих регионах оно существует лишь в 2-3 муниципалитетах. Регионов, "плотно сидящих" на перекрестном субсидировании, наберется едва ли с десяток.
Как же можно помочь людям и одновременно не угробить реформу ЖКХ? "Сегодня лишь 11 процентов домохозяйств получают жилищные субсидии. Надо расширять круг тех, кто может их получить, - считает Гордеев. - Пусть таких людей будет 30 процентов".
Кстати, многие из опрошенных "РГ" экспертов не исключают, что власти придется в ближайшее время пересмотреть условия предоставления жилищных субсидий, хотя бы временно. Без этого будет трудно соблюсти баланс интересов граждан и отрасли, которая нуждается в серьезной модернизации.
в новости использована иллюстрация с сайта news.rambler.ru