Затяжная холодная зима подорвала душевное состояние барнаульцев
- Сергей Николаевич, что, с точки зрения психотерапевта, может выбить из колеи современного человека?
- Психически здоровые люди достаточно быстро адаптируются и находят в себе силы решать свои проблемы самостоятельно. Говорить о том, что из-за потери работы у них развивается патология, болезненное состояние, мы не можем. Но еще в конце 90-х годов прошлого века на одном из конгрессов по психическому здоровью в Мюнхене были высказаны предположения об основных факторах, которыми обусловлены депрессии: переход в обедневшие общественные слои, низкая устойчивость к изменяющимся социальным условиям, когда люди не успевают к ним адаптироваться. Так вот, сегодня таких факторов не просто много. Их концентрация на единицу пространства и времени выросла настолько, что людям все сложней становится привыкать к тому, что происходит вокруг. На мой взгляд, основные проблемы сегодня – это разные формы социальной незащищенности. Неопределенность, отсутствие размеренности и стабильности, невозможность хотя бы какое-то время пребывать в устойчивом состоянии, чтобы успеть что-то спланировать и решить для себя. Люди не успевают определить свою дальнейшую жизнь и повернуть в нужном направлении, и потому "вваливаются" в болезненное состояние.
- Вопрос по Чернышевскому. "Что делать?"
-
- Нынешняя тяжелая зима, на которую многие склонны свалить навалившуюся депрессию, и впрямь повлияла на ситуацию?
- И зима, так долго и сложно переходящая в весну, тоже проявляется огромным количеством обращающихся к нам людей. Но если анализировать последние кризисные годы, то раньше мы особых сложностей не замечали. А вот сейчас сталкиваемся с лавиной проблем, возникающих у людей как ответные реакции на нарушения привычного ритма жизни. Думаю, не только и не столько затяжная зима повлияла, сколько затяжные экономические сложности. Хотя и важность для здоровья человека солнечного света, тепла и светлого времени суток как биологической его составляющей очевидна, поскольку и сама модель болезни биопсихосоциальна. Весна в этом смысле – самый тяжелый период. Сказываются утомление и биологическая нагрузка минимального светового дня, их лепта в формирование расстройств, которые мы называем неврозами или депрессиями, значительна.
- Кто более устойчив к ним? Мужчины? Женщины? Дети?
- Согласно оценке ВОЗ, женщины страдают депрессиями в 2,5 раза чаще мужчин. Но есть и другие данные, говорящие об ином. Суициды, например, по большей части совершают мужчины. Чаще, раз в 10-15 чаще, чем женщины. Дело вот в чем. Женщина в силу своей эмоциональной и психической подвижности готова решать проблему, мужчина же склонен выбирать другие формы. Алкоголизацию, например, чем еще больше усугубляет положение. И тогда на передряги социальные, ставшие "последней каплей", – увольнение, лишение квартиры, невозможность учить детей в хорошем вузе, иные важные моменты – накладываются биологические.
- Получается, мамы, как стабильные личности, должны с пеленок формировать в детях бойцовские качества, потому что жизнь – не сахар?
- Этому надо учить. Обязательно. Важно показать ребенку, как сложна жизнь. Дети должны об этом знать, а не расти "в коконе". Конечно, никто из нас не желает трудностей сыну или дочери, и создавать их искусственно не стоит. Но, взрослея, подросток должен видеть меру ответственности, лежащую на родителях, и понимать и принимать свою меру. Пока не приходится говорить о рае на земле, поэтому надо быть готовым к проблемам, ребенок ты или взрослый. Развивать себя телесно, занятия физкультурой, игры очень подходят для этого, как, впрочем, и любая сфера деятельности, в которой результат достигается через усилие, через дисциплину формирования заданных качеств личности. Нельзя оставлять человека без духовной поддержки семьи, близких, помогут и книги, и искусство, и музыка – все то, что укрепляет человека и делает его способным находить, помимо примитивных, варианты защиты здоровые, правильные. Чтобы не "ввалиться" в депрессию, а стабилизировать себя и найти значимые точки опоры.
- Они есть у каждого, обязательно?
- Обязательно и у каждого. Только нужно их развивать с детства.
- С вашей точки зрения, какая модель более благоприятна для молодого человека – обучение в элитном заведении или школа или вуз с разношерстной социальной средой?
- Идеальных моделей не существует. Конечно, в сильной элитной гимназии подросток попадает в ритм, в котором его развивают и готовят быть априори успешным, это здорово. Но школа или институт – это вспомогательный инструмент, формирующий человека. Важна семья, в какой социальной среде человек растет, развивается, живет.