Затяжная холодная зима подорвала душевное состояние барнаульцев

Мало сегодня можно найти людей, не знающих, что такое депрессия. Будь это потеря работы, "секвестрированная" зарплата или бесконечная в этом году зима, мы страдаем, не спим ночами, ощущая свою неспособность изменить ситуацию.  Этой теме посвящено интервью, опубликованное в газете "Вечерний Барнаул".

 Впрочем, сколько людей, столько и способов выхода из кризиса. А вот выйдет человек из него самостоятельно или ему понадобится помощь врача, способен определить лишь доктор. Главный психотерапевт Алтайского края, кандидат медицинских наук, врач высшей категории Сергей МАКАШОВ проблему видит в том, что среди нас абсолютно здоровых людей, способных быстро адаптироваться к сложной ситуации, перестроиться под нее, мало – всего 15-20%. У всех остальных в сложной жизненной ситуации формируется состояние, которое мы привыкли называть депрессией.

- Сергей Николаевич, что, с точки зрения психотерапевта, может выбить из колеи современного человека?

- Психически здоровые люди достаточно быстро адаптируются и находят в себе силы решать свои проблемы самостоятельно. Говорить о том, что из-за потери работы у них развивается патология, болезненное состояние, мы не можем. Но еще в конце 90-х годов прошлого века на одном из конгрессов по психическому здоровью в Мюнхене были высказаны предположения об основных факторах, которыми обусловлены депрессии: переход в обедневшие общественные слои, низкая устойчивость к изменяющимся социальным условиям, когда люди не успевают к ним адаптироваться. Так вот, сегодня таких факторов не просто много. Их концентрация на единицу пространства и времени выросла настолько, что людям все сложней становится привыкать к тому, что происходит вокруг. На мой взгляд, основные проблемы сегодня – это разные формы социальной незащищенности. Неопределенность, отсутствие размеренности и стабильности, невозможность хотя бы какое-то время пребывать в устойчивом состоянии, чтобы успеть что-то спланировать и решить для себя. Люди не успевают определить свою дальнейшую жизнь и повернуть в нужном направлении, и потому "вваливаются" в болезненное состояние.

- Вопрос по Чернышевскому. "Что делать?"

- Когда это случается – лечить. А чтобы не случилось, заниматься профилактикой, или превенцией расстройств. Это большая работа, как со взрослыми, так и с детьми, направленная на формирование целостности, устойчивости, поиск и осознание нравственных опор в жизни. Если их нет, если все хаотично, человек легко входит в состояние, проявляющееся невротизацией, раздражительностью, нарушенным сном, подавленностью, измененным аппетитом, нежеланием что-то делать и даже нежеланием сопротивлять той негативной ситуации, в которую он попал. Такие люди и пополняются ряды наших пациентов. При этом, обращаясь к нам, пациент на первых порах не готов к коррекционной работе. Чаще он ждет, что ему предложат некую таблетку, способную избавить его от тягостных переживаний. И лишь через определенное время у психотерапевта, медицинского психолога появляется возможность заняться коррекционной работой, чтобы найти "островки устойчивости" в психике пациента. Ресурсы, которые можно использовать, чтобы изменить сложившуюся совокупность форм поведения и выбрать новую, обеспечивающую иное, позитивное состояние. Жизнь сложна, как никогда сложна.

- Нынешняя тяжелая зима, на которую многие склонны свалить навалившуюся депрессию, и впрямь повлияла на ситуацию?

 - И зима, так долго и сложно переходящая в весну, тоже проявляется огромным количеством обращающихся к нам людей. Но если анализировать последние кризисные годы, то раньше мы особых сложностей не замечали. А вот сейчас сталкиваемся с лавиной проблем, возникающих у людей как ответные реакции на нарушения привычного ритма жизни. Думаю, не только и не столько затяжная зима повлияла, сколько затяжные экономические сложности. Хотя и важность для здоровья человека солнечного света, тепла и светлого времени суток как биологической его составляющей очевидна, поскольку и сама модель болезни биопсихосоциальна. Весна в этом смысле – самый тяжелый период. Сказываются утомление и биологическая нагрузка минимального светового дня, их лепта в формирование расстройств, которые мы называем неврозами или депрессиями, значительна.

- Кто более устойчив к ним? Мужчины? Женщины? Дети?

- Согласно оценке ВОЗ, женщины страдают депрессиями в 2,5 раза чаще мужчин. Но есть и другие данные, говорящие об ином. Суициды, например, по большей части совершают мужчины. Чаще, раз в 10-15 чаще, чем женщины. Дело вот в чем. Женщина в силу своей эмоциональной и психической подвижности готова решать проблему, мужчина же склонен выбирать другие формы. Алкоголизацию, например, чем еще больше усугубляет положение. И тогда на передряги социальные, ставшие "последней каплей", – увольнение, лишение квартиры, невозможность учить детей в хорошем вузе, иные важные моменты – накладываются биологические. Использование алкоголя как попытки спрятать проблему от окружающих, а если получится, то и самому от них спрятаться, порождает новые сложности, в итоге мы получаем катастрофические цифры по суицидам. Тенденции конца 2009 года говорят о стабильном, с уменьшением, уровне суицидов в Алтайском крае и России, причем значительная часть самостоятельных уходов из жизни приходится на 60-65-летних людей, страдающих тяжелыми соматическими заболеваниями, при этом идет значительный рост суицидов среди людей трудоспособного возраста. Если нарисовать портрет человека, совершающего суицид, то получится мужчина 25-30 лет, проживающий в сельской местности, окончивший институт, отслуживший в армии, но не реализованный социально. В городе этот уровень не столь высок, а вот село – безнадега.

- Получается, мамы, как стабильные личности, должны с пеленок формировать в детях бойцовские качества, потому что жизнь – не сахар?

- Этому надо учить. Обязательно. Важно показать ребенку, как сложна жизнь. Дети должны об этом знать, а не расти "в коконе". Конечно, никто из нас не желает трудностей сыну или дочери, и создавать их искусственно не стоит. Но, взрослея, подросток должен видеть меру ответственности, лежащую на родителях, и понимать и принимать свою меру. Пока не приходится говорить о рае на земле, поэтому надо быть готовым к проблемам, ребенок ты или взрослый. Развивать себя телесно, занятия физкультурой, игры очень подходят для этого, как, впрочем, и любая сфера деятельности, в которой результат достигается через усилие, через дисциплину формирования заданных качеств личности. Нельзя оставлять человека без духовной поддержки семьи, близких, помогут и книги, и искусство, и музыка – все то, что укрепляет человека и делает его способным находить, помимо примитивных, варианты защиты здоровые, правильные. Чтобы не "ввалиться" в депрессию, а стабилизировать себя и найти значимые точки опоры.

- Они есть у каждого, обязательно?

- Обязательно и у каждого. Только нужно их развивать с детства.

- С вашей точки зрения, какая модель более благоприятна для молодого человека – обучение в элитном заведении или школа или вуз с разношерстной социальной средой?

- Идеальных моделей не существует. Конечно, в сильной элитной гимназии подросток попадает в ритм, в котором его развивают и готовят быть априори успешным, это здорово. Но школа или институт – это вспомогательный инструмент, формирующий человека. Важна семья, в какой социальной среде человек растет, развивается, живет.

Читайте полную версию на сайте