Минэкономразвития РФ собирается подправить Гражданский кодекс

В связи с ситуацией со сносом домов в московском поселке "Речник" Минэкономразвития (МЭР) РФ пришло к выводу, что в российское законодательство необходимо внести ряд изменений. Дело в том, что очень у многих людей, которые де-факто владеют земельными участками, нет необходимых документов для оформления этих участков в собственность. За комментариями по этой проблеме "Вести ФМ" обратились к главе думского комитета по собственности Виктору Плескачевскому.

"То, что произошло в "Речнике", вскрыло огромное количество проблем в вопросах защиты прав собственности простых граждан, недостаточное совершенство большей части нашего имущественного законодательства, - отмечает глава комитета. – Дело в том, что Советский Союз оставил нам в наследство огромное количество неопределенности. Неопределенности в виде, к примеру, несуществующих сегодня кадастровых планов, когда речь идет о конкретном земельном участке. Неопределенности в конкретных правоустанавливающих документах, скажем, самое экзотичное: я видел документ, выданный местным комитетом, допустим, фабрики "Красный октябрь" на то, что гражданину выдается в деревне право построить себе дом. Не сказано, где конкретно, ни размер участка, ни имел ли право местный комитет выдавать такое разрешение. И это единственный документ, который существует у этого гражданина. Как поступать в этой ситуации?"

Виктор Плескачевский говорит о том, что до сих пор остается масса проблем с приватизацией. Даже, несмотря на то, что по существу она началась еще в 2001 году с принятием Земельного кодекса.

"Я сейчас не буду говорить о приватизации земли по существующим зданиям и сооружениям, как о процессе слияния объекта в единое целое, в единый объект недвижимости, как во всем мире. Речь будет идти хотя бы о таких ситуациях, как в "Речнике", Бутово. В Сочи сейчас возникает проблема изъятия земельных участков для нужд Федерации. Итак, у нас не описаны планы собственности, не описаны процедуры изъятия таких земельных участков, не описаны права законности. Поэтому употребление слов "добросовестный владелец" в этом случае не подходит. Что делать, если кто-то построил в природоохранной зоне? Ведь неважно, какой он там по счету приобретатель. Добросовестным он не может являться, потому что этот объект в природоохранной зоне нарушает общественные права, публичные права. Что делать в этой ситуации, если его собственность зарегистрирована должным образом в органах регистрации, но незаконна по своей сути? Огромное количество вопросов поднимается. Должен ли отвечать чиновник? По нашему мнению, должен. Я просто говорю о том, что эта сфера отношений, к сожалению, пока не урегулирована нашим правом", - разъясняет Плескачевский.

Здесь же глава думского комитета по собственности отметил, что о каких-то реальных сроках, когда эта сфера отношений может быть урегулирована, говорить рано:

"Надо помнить, что наше рыночное законодательство, по сути своей, еще очень молодое. Мы сильно отличаемся даже от стран Восточной Европы, где за 40 лет общенародной собственности на землю даже не потеряли кадастровый учет по земельной книге. А у нас за 80 лет общенародной собственности на землю эта система учета земельных участков сознательно была уничтожена. Поэтому нам предстоит еще только создавать ее. Эти процессы только начаты. Сейчас мы приближаемся к тому, что требует законодательное урегулирование этих отношений".

Виктор Плескачевский уточнил, что пока нет однозначного ответа на вопрос о том, что делать людям, которые не имеют документов о праве собственности на землю, но, тем не менее, на этой земле у них построены их дома:

"Есть Конституция, которая гарантирует частную собственность, есть Гражданский кодекс, который описывает общие принципы изъятия таких земельных участков в случаях, когда есть добросовестный приобретатель и, тем не менее, общество собирается ограничить его права. Можно идти в суд, опираясь только на Конституцию и на Гражданский кодекс, и пытаться доказать, что хотя бы на возмещение рыночной стоимости он имеет право, если изъятие произошло, - объясняет глава комитета. – В любом случае суд – это форма общественного обсуждения проблем, неурегулированных законодательством. Если до сих пор не было такой волны исков, то сегодня она появилась, благодаря прецедентам в Бутово и "Речнике". Это означает, что власть сегодня обратила внимание. Насколько мне известно, Минэкономразвития пытается принять пакет законов. Когда они будут, тогда мы сможем по нему высказаться, что-то, может быть, дополнительно предложить".

"Я, к сожалению, не Минэкономразвития, я могу только сказать, что мы с готовностью их примем, будем участвовать в обсуждении, если они сочтут это необходимым. Дождемся их принятия, будем обсуждать в Думе.

Фактически документы будут вынесены на рассмотрение весенней сессии. Как минимум в первом чтении мы примем. Если там не будет резко концептуальных возражений, мы мгновенно примем в первом чтении для того, чтобы открыть возможность работать Думе над этим текстом", - заключил Виктор Плескачевский.

Иллюстративное фото с сайта РИА Новости и www.ippnou.ru.

Читайте полную версию на сайте