Привычные для россиян бумажные медкарты заменят электронными

С этого года квалификацию своего лечащего врача можно будет проверить через Интернет. А запись на прием через Глобальную сеть, проход через больничный турникет по пластиковой социальной карте и электронная история болезни на каждого пациента станут реальностью через 5-7 лет. Об этих нововведениях и о том, когда и как информационные технологии придут в российские больницы, рассказывает в сегодняшнем номере "Российской газеты" за 16 марта руководитель департамента информатизации Минздравсоцразвития России Олег Симаков.

"Общая концепция по информатизации сферы здравоохранения до 2020 года сейчас готовится, и мы планируем утвердить ее в этом году. Естественно, через пять лет эта электронная система только начнет работать в масштабе всей страны.

Мы решили не ставить задачу переноса данных из старых карт в компьютерную базу, содержащую электронные медицинские карты. Поэтому будем переходить по мере обращения граждан в больницы. В среднем их около миллиарда в год - по 9 обращений на пациента. Но кто-то ходит в поликлинику раз в три года, поэтому понадобится, видимо, еще не менее пяти лет для полномасштабного функционирования системы в регионах с информацией по всем пациентам. Уже сейчас мы завершаем разработку классификатора лекарственных средств.

Планируется, что в течение двух лет у поликлиник и аптек будет общая база данных по льготным лекарственным средствам в каждом регионе".

Олег Симаков пояснил, что в будущем врач не будет выписывать пациенту бумажный рецепт, а вышлет электронный запрос в аптеку. Своей электронной профкартой он подтверждает необходимость выписанного лекарства. В общей базе данных будет видно, где этот препарат есть. Больному нужно будет только прийти в аптеку и по универсальной электронной карте получить свой медикамент.

Подобную систему уже внедрили в Астрахани. Рецепты там записываются на социальную карту. В Башкирии также реализовано многое из того, что планируется внедрить в стране.

"Мы подсчитали, чтобы перейти на "электронные рецепты", каждому субъекту необходимо от 1,5 до 6 миллионов рублей", - уточняет Симаков.

"Кроме реестра препаратов будет создана общая база, содержащая деперсонифицированную информацию об онкологических больных, больных диабетом, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, - рассказывает руководитель департамента информатизации Минздравсоцразвития России. – Эти регистры сейчас составляются различными НИИ, но они неполные. Это часто зависит от возможности сотрудников клиники внести своих пациентов в общую базу. А это дополнительная нагрузка на персонал.

Глобальный план - переход на электронные медицинские карты. В 20 процентах учреждений они уже ведутся. Но они все разные, потому что информатизация была стихийной, по потребности. Наша задача сейчас - сделать медицинскую карту единой. Для этого необходимо составить классификаторы по всем препаратам, технике, разработать форматы интерфейсов ввода данных с возможностью создавать шаблоны для врачей - диагнозы в профильных специализациях часто повторяются. В стационарах врачам проще. У них есть время на ведение историй болезни, а в поликлиниках у врачей по 15-20 больных за один прием. И чем больше будет шаблонов, тем легче будет работать медперсоналу. После подготовки всех основных компонентов можно будет переходить на медицинскую информационную систему".

Иллюстративное фото с сайта www.sptc.ru.

Читайте полную версию на сайте