"Всем этим данная школа и привлекает детей со всего города": полемика вокруг барнаульских "Граней"

Известие о том, что не все барнаульцы довольны объединением школ, опубликованное накануне на сайте ИА "Амител", вызвало острую полемику. Напомним, член родительского комитета данной школы Наталья Лапшина обратилась в редакцию с просьбой опубликовать ее мнение относительно объединения школ №№100 и 102.

В частности, речь шла о деятельности на базе школы №100 ООО "ГРАНИ. В ответ на ее повествование читатели опубликовали более 60 комментариев.

Сегодня, 11 марта, редакция amic.ru публикует еще одну точку зрения на проблемы образования, изложенные Ириной Рощиной - мамой ученика школы № 100.

Ирина пишет:

"Мне надоело читать комментарии "просвещенных очевидцев", которые стали появляться на сайтах СМИ и том числе на Вашем сайте (статья "Помогите нашим детям"), по поводу детей, педагогов, родителей так называемых классов "Грани" из школы № 100.

Мой ребенок учится в этой школе и я отношусь к числу тех родителей, дети которых получают дополнительное образование через Центр развития "Грани". При этом мой ребенок посещает и другие платные и бесплатные кружки и секции в городе. Я считаю это правильно, когда есть выбор и мы родители можем, оценив качество предлагаемых услуг (платных или бесплатных) выбрать, то что нужно нашему ребенку на определенном этапе его развития.

Но меня возмущает характер комментариев и статей в СМИ лиц, которые называют себя учителями и родители 100-й школы, которые не имеют никакого отношения к классам "Граней", ни разу не посетили занятия в наших классах, не знают наших внутренних взаимоотношений и я бы даже сказала: принципиально игнорируют нас, утверждая, что дипломы и грамоты нашим детям мы покупаем в соседнем газетном киоске.  

Для тех, кто не имеет отношения к этой группе людей, но случайно, зайдя на сайты СМИ стал невольным участником происходящего, я хотела бы рассказать о нашей школе. Как смогли наши "Грани" заинтересовать и увлечь детей школой?  Чем таким удивили, что захотелось приходить на родительские собрания, не только в первом классе, но и в седьмом, и в десятом, а в одиннадцатом – "всем дружным коллективом"? 
И вообще, как его, этот коллектив "сделали"? – хотите верьте, хотите нет, но это наша инициатива, родителей.
К сожалению, многие родители, отдав ребенка в первый класс, в скором времени приходят к выводу, что наша школа (выстроенная государством система образования) не интересна детям.

В основном школу выбирают родители. Чего они часто хотят? Послушания, дисциплины, принятия ребенком решения взрослых… - Потом, правда, жалеют, но это другая история. Что предлагаем мы? - Равноправие и взаимное уважение взрослых и детей. Совместное принятие решений, совместную деятельность и ответственность.

На протяжении пяти лет учителя-родители-дети искали, пробовали, анализировали и снова искали.
На первом году существования все силы педагогического коллектива были брошены на достижение престижной результативности в области математики - именно за этим потянулись дети к организаторам новой школы.

Учителя - энтузиасты брались не только за математически одаренных и способных к обучению детей. Принимали всех, даже тех, от которых "открыто" отказывались "массовые" школы. И это стало нашим принципиальным отличием от тех инновационных образовательных учреждений, которые пытались (и это пока никуда не ушло из школьной практики, особенно элитных школ)   обеспечивать  свой успех за счет антигуманного, недемократичного отбора детей путём предварительного собеседования и отсева тех, кто "портит показатели". Скоро за нами закрепилась слава, что "Грани" "могут все". Понятно, что это стоило коллективу колоссальных человеческих, психологических, педагогических, энергетических затрат.

В дальнейшем появилась идея необходимости организации дополнительных занятий во второй половине дня, которая, кстати, через несколько лет была воплощена в президентской программе "Наша новая школа".

Каждый следующий год учителями и нами родителями на собраниях, тщательно анализировался, с точки зрения содержания этой развивающей второй половины дня. Учитывалось все: и постоянно растущие познавательные "аппетиты" наших детей, и профессиональные пристрастия учителей, и предложения  родителей. Мы стали "обрастать" студиями, центрами, кружками, факультативами… И, наконец, поняли, что складывается  система совершенно особых, но эффективных отношений.

Организационно вторая половина дня представляет собой своеобразную "вертушку", в которую втянуты все учащиеся и учителя, работающие в нашей школе (конкретизирую сказанное выше на примере корпуса младших школьников). Четыре дня в неделю проводится по 2 – 3 занятия в игровой форме, в нестандартной обстановке, без каких – либо намеков на традиционные рамки урока. Блок занятий включает в себя: развитие мышления; исследовательскую деятельность; развитие памяти; этические беседы; олимпиадную подготовку (математика,  русский язык, окружающий мир, литература); шахматы; театр; знакомство с мировой художественной культурой; декоративно – прикладное творчество; английский клуб.

В пятницу осуществляется индивидуальное консультирование учащихся, педагоги обсуждают результаты недели, анализируют причины возникших проблем и просчитывают  возможные отрицательные и положительные их  последствия.
При этом не на последнем месте в системе наших ценностей - семья. Семья – это не только место проживания детей, но и общих дел, которые одну семью отличают от другой и которые со временем приобретают характер нравственных ценностей, удерживающих эту частичку социума от распада и деградации: уважительное отношение к старшим – бабушке, деду, забота о младших, посиделки за чашкой вечернего чая, разговоры по душам по пути на дачу или  на тренировку в бассейн, праздники первой оценки, первого свидания, первой пенсии и первых всходов на дачном участке.

Наша школа – это место рождения таких традиций, которые создают ощущение "мы – вместе", "мы – молодцы", "мы сделали это".  Такими общими делами для нас стали: сезонные выезды на природу (осенью – для коллективного труда на запущенной лесной полянке, зимой – для встречи на этой же полянке Нового года, весной -  для знакомства с устройством страусиной фермы или пригородного лесничества, летом – Горный Алтай, неделя жизни без бдительного родительского ока, с любимыми учителями и друзьями в математическом палаточном городке); ежегодные поездки к памятнику А.С.Пушкину: 19 октября – день встречи пушкинских друзей и наш  день рождения, день официального приема в "Грани" первоклассников и новичков остальных классов, с  чтением произведений великого русского классика – как в Москве у Политехнического, встречей со скульптором – проектировщиком памятника, по возвращении в школу – театральная премьера или КВН между старшеклассниками и учителями); фольклорные праздники на английском языке – с народными танцами, рифмовками и стихами, инсценировками, шутками и приколами, музыкой и слоганами; театральные постановки, где мы все вместе шьем костюмы и придумываем декорации – и многое другое, что действительно объединяет и сближает в единое целое.

О плохом – наедине, во время  индивидуальной беседы, в тактичной форме,  об успехах – на общем собрании, с аплодисментами, поздравлениями, пожеланиями и напутствиями,
- классный час – время создания ситуации успеха и проявления радости за успех товарища,  составления новых планов и перспектив, анализа и обсуждения предстоящего общего дела,
- родительское собрание – для содержательного разговора: о воспитании без принуждения; о том, как сделать жизнь наших детей еще интереснее; о подготовке совместных мероприятий и праздников; какие дополнительные занятия мы хотели бы еще ввести в послеурочное расписание наших детей.

Всем этим данная школа и привлекает детей со всего города. Постоянно, несмотря на обстановку, которая нас сопровождала весь год (суды и многократные проверки, инициированные, группой из пяти недовольных учителей из школы № 100), количество учеников в наших классах  увеличивается. Мы дорожим подбором учителей, работающих с нашими детьми. В этом году к нам пришли новые, молодые и очень интересные учителя.
Мы видим результаты нашей работы, я говорю именно НАШЕЙ, так мы родители – это неотъемлемая часть образовательного процесса, нам интересна жизнь наших детей и все, что с ними происходит в школе. 
Но не нужно забывать, что яркость и неординарность одновременно не только привлекает, но и обозляет тех, кто не способен на подобное.

Как результат те комментарии и статьи свидетелями, которых мы все стали.
Я не хочу оппонировать этим людям, я лишь прошу опубликовать мое письмо, чтобы, те кто интересуется вопросами образования, знали, что школа может быть другой: без зла, без ненависти к детям, с не равнодушными учителями и заинтересованными родителями. Это та реальность, которую мы нашли в "Гранях", - пишет Ирина.

Читайте полную версию на сайте