Хроника Победы: за 10 дней марта 1943 г. рабочие «Барнаултрансмаша» собрали месячную норму двигателей
Вот какие исторические факты приводит в пример об этом дне периода Великой Отечественной пресс-центр городской администрации.
Так, в ночь на 10 марта 1943 года 21-ый полк под командованием гвардии майора Лапчинского 5-ой Гвардейской дивизии прорвал линию обороны противника на реке Жижало, перерезал железную дорогу Калуга-Вызьма и, заняв железнодорожную станцию Исаково, вышел во фланг противнику на 8 км.
Пресс-центр уточняет, что 5-ая Гвардейская дивизия была сформирована в Барнауле в августе 1939г. как 107-я стрелковая дивизия. В ее состав вошли 586-ой, 630-ый, 765-ый стрелковые, 347-ой легкий и 508-ой гаубичный артиллерийские полки. Штаб располагался в здании нынешнего Дворца бракосочетаний (проспект Ленина, 11).
В первые дни войны она была отправлена на Западный фронт. Отличилась в боях под Ельней, за что в числе первых воинских соединений Красной Армии получила звание Гвардейской (сентябрь 1941г.). В составе 24-ой, 49-ой, 33-ей и 11-ой армий участвовала в Смоленском сражении, Московской битве, Орловской, Брянской, Городокской, Белорусской, Гумбинненской и Восточно-Прусской наступательных операциях. Завершила боевой путь в Восточной Пруссии взятием города-крепости Пиллау (ныне г.Балтийск Калининградской области).
За боевые заслуги дивизия удостоена почетного наименования "Городокская" (декабрь 1943г.), награждена орденами Красного Знамени (май 1942г.), Суворова 2-й степени (июль 1944г.), Ленина (май 1945г.). Тридцати воинам дивизии присвоено звание Героя Советского Союза, двое из них зачислены навечно в списки части.
10 марта 1943 года стахановцы укупорочного цеха ВРЗ выполнили двойные нормы; столяр Писарев выполнил мартовское задание на 280%; на 270% выполнил задание комсомолец Шепелев.
В годы Великой Отечественной войны 1200 работников барнаульского вагоноремонтного завода ушли на фронт. Осенью 1941г. в цехах предприятия разместилось оборудование эвакуированных заводов из Москвы, Днепропетровска, Рославля. Линейный цех завода был переведен на изготовление корпусов артиллерийских снарядов (начальнику этого цеха Ф.И.Львову первому в городе в 1943г. было присвоено звание Героя Социалистического Труда).
Механический цех завода увеличил выпуск продукции за время войны в 25 раз, т.е. за одни сутки давал ее столько, сколько в довоенные годы в течение месяца. Завод поставил фронту миллионы снарядов, 3 ремонтно-восстановительных поезда, несколько банно-санитарных поездов, 2 тысячи железных печей-времянок, 1700 вагонов. В ноябре 1942г. за образцовое выполнение заданий фронта коллектив завода в числе первых был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
К 10 марта 1943 года сборщики гвардейских бригад завода № 77 (в настоящее время ОАО "Барнаултрансмаш") собрали столько двигателей, сколько было сдано за весь февраль. Задание марта завод выполнил на 125 процентов.
Пресс-центр напоминает, что по решению Государственного Комитета Обороны СССР в октябре 1942г. был создан завод № 77 Наркомата танковой промышленности. Основное оборудование было эвакуировано из цехов Харьковского и Сталинградского тракторных заводов. В ноябре 1942г. был испытан первый дизельный двигатель В-2-34.
До конца войны было выпущено 10 тыс. дизельных моторов, которыми был оснащен каждый пятый танк Т-34. За большой вклад в Победу коллектив завода был награжден в 1945г. орденом Ленина.